Нет предела совершенствованию

31 июля 2012

Брянский клинико-диагностический центр в плане развития такого направления, как информатизация, форейтор прогресса, здесь уже компьютеризировано восемьдесят пять процентов рабочих мест, а в базе данных информация о шестистах тысячах пациентов! Что это даёт, какие перспективы ждут нас впереди? Об этом мы беседуем с начальником отдела информационно-вычислительного и медицинской статистики БКДЦ Эмилией Гегерь.

Начальник отдела Эмилия Гегерь— Наш отдел, — рассказывает Эмилия Владимировна, — образовался в 1998 году. Он включает в себя три подразделения: службу программистов, службу медицинских статистиков и регистратурно-диспетчерская службу. Информационная система работает комплексно, и время показало, что это эффективно.

Раньше это был отдел АСУ и статистики. В других учреждениях, кстати, эти отделы так и называются до сих пор. Но у нас еще в 2003 году он был переименован в соответствии с требованием времени в информационно-вычислительный. Информатизация в мире стала занимать главенствующее положение…

— И вы не «прохлопали» этот момент…

— Да… Нам по-другому нельзя. Надо всегда идти в ногу со временем. В нашем отделе ведется еще и серьезная аналитическая работа. Я бы даже это слово — «аналитическая» — поставила на первое место.

— Роль отдела в структуре клинико-диагностического центра возросла? Она сейчас уж точно не второстепенная.

— Роль нашей службы, я бы сказала, очень велика. Не побоюсь слова — «очень». Ни одно подразделение в настоящий момент без нашей службы не функционирует. Только в Брянском клинико-диагностическом центре — единственном учреждении в области — действует такая информационная система. Таких систем, как у нас, больше нигде в лечебно-профилактических учреждениях области нет. Хотя на рынке программных продуктов в России в целом существует около шестисот официально зарегистрированных информационных систем. Они продаются. Можно выбрать что-то подходящее.

— И что в этом море изобилия вы выбрали для себя?

Ведущий программист отдела информационно-вычислительного и медицинской статистики Павел Киселев— Ничего. Мы свою систему не регистрировали. И свою программу не продаем. Тут есть некоторые нюансы. Если, например, мы приобретем продукт сторонней фирмы, возникнет много дополнительных вопросов по текущей работе: что-то изменить в отчетности, что-то добавить — все это нужно будет согласовывать с поставщиком продукта, делать запрос, ждать ответ… Хотя сейчас это можно сделать довольно быстро — электронная почта, скайп, ICQ… Но тогда мы будем зависеть от той фирмы, которая поставила продукт. А у нас все свое и все четко отлажено. Все, что хотят получить наши службы, мы оперативно обеспечиваем в обычном рабочем порядке.

— Ваше продвинутое учреждение, как ему и положено, задает тон.

— Наша компьютерная система функционирует с двухтысячного года, у нас уже накоплена информация более чем о шестистах тысячах пациентов, и этот объем растет. Любой пациент, посетивший наш клинико-диагностический центр, автоматически попадает в нашу информационную систему. Диагностические службы, лабораторная служба, рабочие места врачей — все компьютеризировано. В области закупается компьютерная техника, устанавливается в лечебно-профилактические учреждения, но пока атоматизированы только службы регистратур. Например, можно записаться на прием к врачу через интернет.

— Не нужно уже стоять в очереди…

— Мы тоже прорабатываем эту сторону проблемы, нужно ведь в первую очередь обеспечить полную конфиденциальность сведений о пациенте. Человек, который записывается на прием к врачу в конкретное учреждение, должен быть уверен, что с сервера информация никуда не утечет, что она надежно защищена. Это первостепенно важно.

— Ваша локальная сеть работает на своих программах, и в плане обеспечения конфиденциальности это как раз большой плюс. В вашу базу данных никто кроме ваших врачей проникнуть не может?

Медицинские статистики Ольга Рыбаченко и Оксана Егорова— Конечно. Администрирование нашей базы данных осуществляется в рамках диагностического центра с соблюдением определенных защитных функций.

— Роль вашей службы возросла, можно сказать, до главной, а численность, видимо, тоже растет?

— Вы затронули очень сложную проблему. Кадры нам нужны. Но квалифицированным специалистам нужно платить высокую зарплату. Они сегодня востребованы, сфера информационных технологий развивается бурно. Мы, конечно, не можем платить столько же, сколько платят, например, в Москве. И это не только наша проблема. Она по всей России остра. Численность у нас возросла, но не на столько, на сколько бы нам хотелось. Можно ввести дополнительную ставку в штатное расписание, но можно ли пригласить опытного компьютерщика на эту ставку? Он не поймет такого юмора. Я преподаю еще на кафедре информационных технологий Брянской государственной инженерно-технологической академии, являюсь членом государственной аттестационной комиссии по защите дипломов, вижу всех выпускников и, конечно, есть среди них такие, кого я бы с удовольствием пригласила к нам на работу в отдел, но они все, к сожалению, уже востребованы в других хороших местах.

— Ваши специалисты сами разрабатывают программы — для этого нужен достаточно высокий уровень знаний и опыт работы. Подолгу работают ценные кадры?

— Была некоторая текучесть кадров в начале тысячелетия. Они здесь набирались опыта и уходили туда, где больше платят. Но вот уже лет пять такой проблемы нет. Наш ведущий программист Павел Киселев — один из разработчиков и создателей действующей информационной системы. Системные администраторы Константин Воронин, Дмитрий Сафонов… — все работают очень грамотно и надежно.

— Что нас ждет впереди? О глобальной сети, наверное, еще рано мечтать, но единая областная база данных в перспективе, видимо, у нас появится. Пациент сможет обратиться за помощью в любую клинику и его историю болезни моментально найдут в этой базе данных…

— Такие компьютерные технологии есть. На международных конференциях мне приходится общаться с коллегами из других стран, они все активнее говорят о расширении единой европейской информационной системы. Она уже работает. И не только доктор может пользоваться этой системой, сам пациент также может с ее помощью выбрать себе доктора, к которому хотел бы обратиться в той или иной стране.

Недавно была на конференции в Гонконге, и там у меня была возможность посмотреть, как работает их информационная система. Там действует единый программный продукт во всех лечебных учреждениях. Это примерно то, к чему мы сегодня и стремимся. Но для этого должна быть адекватно организована вся структура, и программный продукт должен быть не каким-то случайным, а разработанным специально для нашей областной информационной системы.

— Пациент пришел в клинико-диагностический центр…

— Его регистрируют, дают талон на прием к тому врачу, который ему нужен, если он пришел по направлению своего лечащего врача из другого лечебно-профилактического учреждения, он регистрируется на бюджетной основе, если он пришел по своей инициативе, не имея никаких направлений, он платит в кассу деньги и получает номер своей электронной очереди — приходит на прием к своему времени. И диагноз, и медицинское заключение доктор оформляет на своем автоматизированном рабочем месте в электронной форме и потом выдает его на руки. То же самое и в лабораторных службах. И все инструментальные исследования — УЗИ, рентгендиагностика… — все автоматизировано.

— Любой доктор на своем автоматизированном рабочем месте может сразу войти в локальную базу данных и получить нужную ему информацию?

— Да. Все анализы, данные инструментальных исследований, лабораторные анализы — все под рукой.

— Что в планах?

— Конечная цель нашей компьютерной системы — создание электронной истории болезни. Она есть, но еще не полная. Причина простая — не все рабочие места автоматизированы. Когда этот показатель достигнет ста процентов, все данные о пациенте будут автоматически заноситься в историю болезни.

— Еще одно перспективное направление — телемедицина… С её помощью можно даже виртуально поприсутствовать на операции…

— Мы участвуем в онлайновских конференциях, задаем вопросы, можно присутствовать и на операции: технически это не составляет большого труда. Но пока такой цели мы не ставили, а в перспективе — все возможно. Единственное, что для этого потребуется — расширение определенного интернет-ресурса. Скорость, трафик… нужно только расширить наш канал.

— Не такие уж и большие деньги…

— Не было пока такой задачи. Но вот в конференциях мы участвуем активно. Задаем вопросы известным специалистам…

— Если такие возможности появятся и у врачей районных больниц, мы сможем, наверное, повысить и качество лечения… Всегда можно будет проконсультироваться, например, и с вашим ведущим специалистом…

— Если такая сеть будет работать достаточно адекватно и районные врачи смогут связываться оперативно с клинико-диагностическим центром, это будет большой шаг вперед для нашего здравоохранения. Проблемы оказать консультацию по тому или иному сложному вопросу у наших ведущих специалистов, я думаю, не будет. Это интересное, актуальное и перспективное направление. Но организовать это — прерогатива медицинского информационно-аналитического центра. В его функции входит автоматизация лечебных учреждений области.

— В Америке доктор в сомнительных случаях ни в коем случае не отступит от стандарта. Он в обязательном порядке для подстраховки свяжется с ведущим специалистом не только своего региона, но и страны (там это норма — получить подсказку, и это доступно). Хотя стандарты, на мой непросвещенный взгляд, несколько зауживают возможности для маневра, для импровизации, к которой привыкли наши врачи, но от этого нам никуда не уйти — придется работать четко в рамках стандартов. Но без надежной информационной системы здесь тоже не обойтись…

— Сейчас у нас для этого активно используется электронная почта. Если у меня, например, возникают вопросы, я сканирую документ, отсылаю его по электронной почте и быстро получаю ответ. Но, как говорится, нет предела совершенствованию. Единая информационная база, телемедицина — это должно быть востребовано.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---