Конечная инстанция

4 марта 2010

Тамара БабичеваВсе хорошо знают, что за зубами надо следить, но не у всех хорошо получается. Поводили щеткой туда-сюда пару минут сонными движениями и ладно — сойдёт. «Сойдёт!» — соглашается мистер Кариес и приступает к своему грязному делу. И даже когда уже больно, мы все еще делаем вид, что не знаем дорогу в поликлинику. А потом уже «поздно пить боржоми». Вот тут-то мы, подгоняемые бессилием собственного бесстрашия, отважно, на полусогнутых, ползем к хирургу. «Открываем рот… шире… еще шире…» И пока гнилой корень, не однажды заставлявший нас «лезть на стенку», еще совершает прощальный полет в плевательницу, спасенный, слегка заторможенный от укола, уже испытывает смешанное чувство большого счастья и огромной благодарности ангелу-спасителю в белом халате…

Как же нам все-таки научиться беречь зубы и почему нельзя надолго откладывать визит к стоматологу? На этот и другие вопросы я прошу ответить заведующую хирургическим отделением Брянской областной стоматологической поликлиники Тамару Геннадьевну Бабичеву.

— Тамара Геннадьевна, с лечением зубов примерно ясно: ходи два раза в год к стоматологу, и все будет в порядке. А к вам регулярно заглядывать надо?

— Надо. Ведь только осмотра зубов недостаточно: хирург обращает внимание и на внешний вид пациента, и на состояние слизистой, кожных покровов, лимфоузлов. Когда к нам приходит беременная женщина, обходной лист ей подписывает хирург: то, что увидит хирург, может больше не увидеть никто. Человек заметил, что у него лимфоузлы увеличены, но не обращает на это внимания, а хирург определит причину, источник инфекции. Заглянуть с профилактической целью в кабинет хирурга лишним никогда не будет.

— А если не обезвредить «врага» вовремя, чем это чревато?

— Скорость распространения инфекции в челюстно-лицевой области определяется не днями, а часами. Если пациент приходит к нам и говорит, что зуб у него болит уже три дня, это плохо. К хирургу часто обращаются, когда уже имеется отек. Но это уже болит не зуб. Это воспалены околозубные ткани. И вопрос уже стоит не о зубе, а о здоровье человека. Чем раньше обратился человек к нам за помощью, тем меньше у него шансов получить осложнение. Иногда пациенту, долго собиравшемуся с силами, требуется и госпитализация. Удаление зуба — это, как бы, деструктивная наша работа. Но есть и конструктивная. Мы стараемся не удалять зуб даже при наличии очага инфекции — гнойника в области верхушки корня. Если зуб имеет два корня и на одном из них обнаружен патологический очаг, делаем различного рода зубосохраняющие операции: резекции верхушки корня, удаление верхушки корня с патологическим очагом костной ткани. Если у вас стоит в центральном отделе керамический мост, и вдруг возник отек — не удалять же зуб.

— Тут требуется ювелирная работа хирурга. Это сложная операция?

— Трудно сказать, что в хирургии сложное, а что нет. Сама по себе амбулаторная хирургическая стоматология — всегда сложная. Массу осложнений врач должен предвидеть, предугадать и не допустить. Можно сделать какую-то очень сложную операцию быстро и хорошо, а можно сделать элементарную операцию и не избежать осложнений. Но могу сказать, что у наших пациентов не было еще осложнений.

— Мало регулярно чистить зубы, надо не бояться стоматологов?

— Страх этот обусловлен тем, что раньше не было таких хороших анестетиков. Врач должен рассеять сомнения пациента, а, может быть, даже и уговорить его. При нормальном общении с пациентом этот элемент исчезает, он привыкает к врачу… и у нас у каждого хирурга есть свои, любимые, пациенты, которые лечатся у этого врача годами и идут на прием именно к нему, потому что именно его они не боятся. Это, кстати, основная задача врача: сделать все так, чтобы его не боялись.

— Все-таки главное — чтобы не больно было…

— Существует широкий спектр анестетиков. Но каждое средство уместно в определенной ситуации. Мы успешно пользуемся сегодня анестетиками артикаинового ряда, считающимися безопасными в плане возникновения аллергической реакции и общих соматических осложнений: сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы. Здесь должны работать в комплексе и знания врача, и наличие современных анестетиков. Можно обезболить любой патологический очаг в полости рта.

— И иголочки сейчас не такие, как раньше…

— Картриджный шприц — иголка толщиной практически с человеческий волос. Травмирование — минимальное, удобнее работать, чем обычной иглой. Если и будет ранение сосуда, то не крупное. Но не всегда нужно пользоваться и этой иглой. Сейчас есть выбор. Каким анестетиком, какой иглой работать — все, что нужно, есть. Все зависит от состояния пациента и ситуации. К каждому пациенту — индивидуальный подход. Перед любой операцией — обязательный спокойный диалог пациента и врача. Каждый врач каждого пациента спрашивает, переносит ли он анестетики, есть ли у него аллергические реакции, есть ли заболевания сердца и органов дыхания? Ни один врач не пропустит ни одного пациента, не задав ему этот вопрос. Это профилактика грозных осложнений. Мы ежедневно делаем очень много инъекций, и факторы риска возникновения аллергических реакций в кресле у хирурга-стоматолога очень высоки. Если пришел гипертоник, нужно не забыть спросить, какое у него рабочее давление: когда возникает сложная ситуация, надо знать, к каким параметрам надо привести больного.

— К такому экстриму привыкаешь?

— Если привыкаешь, легче работать: меньше таких ситуаций, которые потом требуется исправлять.

— Вашим опытным рукам довериться не страшно, а вот молодому кадру… Меня когда-то, в далекой юности, еще в школе, так хорошо промучили каким-то элеватором почти без наркоза, что я до сих пор помню растерянное лицо того молодого врача. Или я напрасно сгущаю краски, и уровень подготовки стоматологов сегодня высок?

— Все зависит от ситуации. И я могу сорок минут удалять зуб. Опыт конечно, важен. И как правильно оценить ситуацию, и как подойти к больному, и что нужно делать… Я, например, всегда немного настраиваю пациентов. Иногда говорю так: «Вам будет совершенно не больно, но мы с вами должны поработать, вы должны мне помочь…» Главная задача: соединить усилия врача и пациента. Тогда даже удаление сложных зубов у больных проходит легко. Пациент и врач должны обязательно быть союзниками. Если этот контакт не складывается, начинает нервничать врач, начинает нервничать пациент, и все происходит дольше и хуже.

— Кроме удаления зубов вам приходится делать какие-то другие операции?

— Удаление зубов — это наша рутинная работа. Но я недавно была на конференции «Новые технологии в стоматологии двадцать первого века», проходившей в Твери. Обсуждался ряд амбулаторных операций в хирургической стоматологии, и я не услышала там ничего такого, что не делается у нас в поликлинике. Резекция верхушки корня, ампутация корня, венесекция корня, удаление различного рода новообразований в полости рта, занимается мы реконструктивной пластической пародонтальной хирургией. Все операции — в полном спектре, — которые существуют на данный момент, производятся в нашем хирургическом отделении. Недавно мы освоили операцию по внедрению имплантатов, в Брянске первая операция была произведена у нас: молодой девушке во время операции удалили зуб и непосредственно в лунку удаленного зуба внедрили имплантат. Мы рисковали, но операция прошла весьма успешно. Обычно делается так: удаляется зуб, пациент ждет шесть месяцев и потом вставляется имплантат. Мы эти шесть месяцев сэкономили. Теперь эти операции успешно делаем регулярно.

— А что он дает такого положительного? Неживой ведь зуб…

— Если у вас отсутствует один центральный зуб и вам надо заместить этот дефект — вы хотите поставить себе металлокерамические коронки, — вам придется два соседних хороших зуба превратить в мертвые. Удалить из них нервы, обточить… Будет красивый керамический мостик… А если вы придете к нам и позволят провести такую операцию условия в полости рта, то мы не будем трогать два хороших соседних зуба. Просто установим имплантат. Если вдруг ломается короночка, наши имплантаты позволяют спокойно выкрутить эту короночку и, не удаляя и не переставляя имплантат, сделать новую. Если дефект большой — отсутствует много зубов, наши имплантаты не связываются с соседними зубами. Они ставятся как одиночный элемент конструкции и могут идти в связке: два имплантата связывает мостовидный протез.

— Пользуется популярностью услуга?

— Мы оказываем её с июля прошлого года, и количество пациентов постоянно увеличивается. Но мы очень жестко подходим к противопоказаниям.

— Пасты, порошки… а кариес проникает… Это главный враг зубов?

— Кариес — да, но и я бы прибавила к нему еще и различные заболевания слизистой оболочки, это, пожалуй, сегодня даже более актуально, чем проблема кариеса. Люди все-таки привыкли ставить пломбы, а вот за состоянием десны следить не научились еще. Образуется зубной налет, зубные бляшки, а потом возникает и кариес, и воспаление десны… У нас сегодня на приеме очень много молодых людей, у которых зубы не поражены кариесом, но они уже подвижны, оголены. В результате хронического воспаления десны просто рассасывается кость и зуб не фиксируется…

Мало пользоваться модной пастой, надо еще и правильно пользоваться ею. Мы обязательно учим наших пациентов этому. Потому что напрасными будут все мои усилия, если я прооперирую больного, устраню какие-то анатомические недостатки в полости рта, а он не будет потом соблюдать правила гигиены.

— Житейский способ: привязывают веревку к дверной ручке и ждут… Такая самодеятельность чревата последствиями?

— Даже очень опасна. Все самостоятельные попытки самолечения: удаления, прикладывания спиртосодержащих растворов — это очень плохо. Надо понять следующее: не страшна та инфекция, которая находится у пациента в полости рта — его «родная», страшна инородная инфекция. Привяжет ниточку, не обработает руки… Ради того, что к нам пришел пациент и удалил зуб, у нас в поликлинке работает центральное стерилизационное отделение. Целая цепочка очень сложной работы и контроля. Стерильность — это основное в хирургии.

— Да и зачем ерундой заниматься, если лечение в вашей поликлинике можно пройти без всяких очередей…

— У каждого врача двадцать пять первичных талонов, если их не хватает или регистратор пишет «острая зубная боль», ни одни врач не откажет принять пациента. У нас пять хирургов, работающих в две смены: три — в первую, два — во вторую.

— А если человек просто звонит по телефону и просит совета?

— Мы ему советуем вызвать скорую помощь и приехать к нам. Но если это невозможно, больной лежачий — мы можем выехать к нему. Нас, кстати, каждый день вызывают на дом. Хирург с восьми до половины десятого утра ездит по всему району, к лежачим больным, и удаляет им зубы.

— Представляю, как это не просто.

— Иногда приходится и на коленях больному в инвалидной коляске удалять зуб… Никогда не отказываем таким пациентам. Если нужно, приезжаем повторно. Ведь это люди, которые очень нуждаются в нашей помощи. Для этого поликлиникой выделяется транспорт, «экстренный чемоданчик», полностью укомплектованный всем необходимым.

— Помните самый сложный и интересный зуб в своей практике?

— Каждый день такие бывают. Но каждый сложен и интересен по-своему…

— А «чудики» бывают? Стакан водки выпил для храбрости и пришел командовать парадом…

— Таких хватает… Не всегда честно врачу отвечают, могут и за руку схватить, могут и укусить… или плюнуть вместо плевательницы во врача, такое состояние бывает шоковое: даешь команду «сплюньте!», он тут же мгновенно плюет куда попало…

А, вообще, нам, конечно, чаще не до смеха. Когда, бывает, удаляем зуб по два, а то и по три часа — например, зуб мудрости, который не правильно лежит в челюсти. Когда его извлекаешь — как тонну груза с себя сбросила… Но еще больше рад пациент.

— Да, это не гвоздь из доски вырвать…

— Для того чтобы вытащить гвоздь из доски, приходится иногда доску разломать. А челюсть нельзя. Некоторый инструмент мы сами приспосабливаем, подтачиваем.

— Но чтобы так успешно расправляться с плохими зубами, нужно еще и силу иметь…

— Не столько сила нужна, сколько усилие. И главное — нужно умение. Как говорят: сила есть, ума не надо. Если неграмотно применять силу, можно все сломать…

— Тренировки ежедневные у вас прямо на рабочем месте…

— У нас все врачи — опытные практики и способны в любых условиях удалить любой зуб. Если в каком-то районе Брянска не справляются с удалением — пациента везут к нам, мы — конечная инстанция. Нам уже некуда направить пациента. Мы завершаем работу в любом случае. Такой диагноз: «незаконченное удаление зуба». Делаем рентгеновский снимок и начинаем работать.

— Это эпизодически случается?

— Часто. Начинают удалять зуб, не могут удалить, посылают к нам.

— То есть, виртуозы Брянска — это у вас?

— Наши хирурги — специалисты очень высокого класса.

— Что посоветуете, доктор?

— Надо не бояться врача, а идти к нему — с желанием и с настроением.

Владимир Волков

Категории: ,


Комментарии

  1. отличные врачи!!!)))))))))))

    — neon · 10 04 2012 - 13:46 · #

---