Гусиным пером…

16 июля 2010

В приснопамятные времена центральные газеты страны пользовались большим авторитетом: написано в «Правде» — значит, так оно и есть… И цитировать или ссылаться на центральные газеты было модно. Теперь наоборот. Теперь центральные газеты, мягко говоря, «цитируют» почти один в один статьи из газет областных.

25 марта 2010 года в № 6 (72) «Брянской медицинской газеты» был опубликован материал под заголовком «Карачевский опыт можно брать на вооружение…» — беседа автора этих строк с главным врачом Брянского областного противотуберкулезного диспансера Сергеем Гаврилюком и его заместителями Еленой Ерохиной и Еленой Сочень, речь в которой шла о проблемах и достижениях в лечении туберкулеза на Брянщине. А 19 мая этого же года — через два месяца — уже в центральной «Медицинской газете» (№ 36) опубликована статья её собственного корреспондента Василия Шпачкова, озаглавленная так: «Туберкулезный футбол». Для наглядности выделим текст «Брянской медицинской газеты» жирным шрифтом, а текст центральной «Медицинской газеты» светлым курсивом.

«Брянская медицинская газета» (25 марта 2010 года):

«…Елена Сочень составила социологический паспорт находящихся в тубдиспансере на лечении больных. Тридцать процентов — люди, находившиеся в местах лишения свободы. То есть, малоуправляемые и очень тяжелые. И врачам каждый день приходится их «успокаивать». В обычной больнице больного-нарушителя сразу выписывают, а тут нельзя, потому что он принесет еще больше проблем всем. Здесь его прощают, уговаривают — лишь бы вылечить.

— Мы на всех больных, уклоняющихся от лечения, подаем документы в прокуратуру, — говорит Сергей Гаврилюк. — Прокурор подает документы в суд. Решение суда раньше отдавалось судебным приставам, они доставляли к нам этих больных. В 2008 году в Курганской области приставы выиграли тяжбу и отказались выполнять решения судов по доставке на лечение туберкулезных больных. Верховный суд утвердил это решение суда областного. И сейчас практика такова: врач тубдиспансера пишет в прокуратуру бумагу на «уклониста», бумага идет в суд, а после суда возвращается обратно к врачу тубдиспансера: вам надо — вы и доставляйте.

Вот такой туберкулезный футбол. И крайний — врач. Суд-то у нас, известно, самый гуманный в мире. А депутатскому корпусу ГД не до туберкулеза. Пока. Хотя эпидпорг не кое-где, а во многих российских регионах уже очень даже зашкаливает.

— Дело в том, — говорит Елена Ерохина, — что закон должен быть таким, чтобы учитывалось не только право больного на выбор лечения, но и право любого здорового человека не быть зараженным от не получающего лечения больного туберкулезом. Решай, пожалуйста, лечиться тебе или не лечиться, но если ты не лечишься и приносишь эпидемиологический вред другой личности, ты опасен. Поэтому для таких больных должен быть установлен срок обязательного лечения.

С Еленой Вальтеровной трудно не согласиться. Уходил из стационара, пропускал лечение, злоупотреблял алкоголем, наркотиками, курил, не лечился — будь любезен проследовать в зону отчуждения. Живи там, не принося вреда людям. Но полумерами от хитрой палочки не отделаешься. Если уж закрытые учреждения, то как в недоразвитой в плане демократических свобод Америке — километрах в ста от ближайшего населенного пункта. Потому что если ближе, то, как мы знаем, любое наше закрытое учреждение быстро превращается в проходной двор с проносами, проходами и самоволками».

А вот центральная «Медицинская газета» (19 мая 2010 года):

«Елена Сочень составила социологический паспорт находящихся у них на лечении пациентов. Оказывается, почти треть — это люди, бывшие прежде в местах лишения свободы. Мало того, что докторам почти ежедневно приходится их утихомиривать, таких пациентов очень непросто и заставить по-настоящему лечиться. В обычной больнице нарушителя режима незамедлительно выписывают из стационара, а тут… Приходится уговаривать и всё прощать, лишь бы продолжал лечение…

Разумеется, на всех больных, которые уклоняются от лечения, подают соответствующие материалы в прокуратуру, оттуда они попадают в суд. Но у фтизиатров на слуху памятный случай, произошедший больше года назад в Курганской области. Приставы выиграли там тяжбу и отказались выполнять решения судов по принудительной доставке на лечение туберкулезных больных. И сейчас практика такова: доктор пишет на «уклониста» бумагу в прокуратуру, бумага идет в суд, а потом…Возвращается после суда обратно к врачу тубдиспансера: вам надо — вы и доставляйте. Такой вот «туберкулёзный футбол» получается. Существующая же в стране законодательная база пока очень несовершенна: соответствующая статья закона говорит об обязательном, а не о принудительном лечении. А ведь, по большому счету, законодательная база должна учитывать не только право больного на выбор лечения, но и право любого здорового человека не оказаться зараженным от уклоняющегося от лечения туберкулезника. Может быть, следует подумать о системе поселений для таких больных? В США, например, подобные лечебные учреждения располагаются километрах в ста от ближайшего населенного пункта. Потому что, если ближе, любое закрытое учреждение очень быстро превращается в проходной двор со всевозможными лазейками и самоволками».

Оно, конечно, большое мерси соб.корру Василию за цитирование — аудитория только шире, но надо бы, как это положено при цитировании, хотя бы закавычить текст. И указать, откуда он позаимствован. А то ведь подписался под чужим текстом, а упомянутая в «МГ» Елена Сочень теперь очень удивляется: «Кто такой Василий Шпачков, я его в глаза никогда не видела…» Не видели в глаза уважаемого собкорра центральной газеты ни главный врач противотуберкулезного диспансера Сергей Гаврилюк, ни его заместитель Елена Ерохина, никто его в тубдиспансере, про который он ведет речь, не видел.

Правда, кроме позаимствованной части из нашей скромной областной «Брянской медицинской газеты» есть там, в большой центральной «Медицинской газете», и часть вторая — свой, не позаимствованный, текст: «Активно занимается разработкой новых методов лечения в современных условиях и доктор медицинских наук Владимир Терешин. Заведующему 1-м терапевтическим отделением головного противотуберкулезного диспансера Брянщины удалось освоить под руководством ученых одной из крупнейших клиник страны проведение лечебных сеансов с использованием стволовых клеток». И еще абзац: «К тому же в прежние времена в головном лечебном учреждении было два хирургических отделения на 120 коек... Нынче же в областном противотуберкулезном диспансере в хирургии всего 30 коек».

По поводу последней цифры долго смеялся мэтр брянской медицины Геннадий Львович Васильков: «Это абсолютно выраженная дезинформация. В головном лечебном учреждении в прежние времена никогда не было 120 коек. Я это могу утверждать, потому что работаю здесь, скромно говоря, очень давно: только легочно-хирургическим отделением заведую сорок лет. У нас производятся все виды оперативных вмешательств на легких, по поводу любой патологии. Более того, операции на легких по поводу рака впервые начинались здесь и проводились здесь. В онкодиспансере их стали делать после того, как туда перешли мои ученики. В 1996 году, проанализировав работу хирургической службы, мы пришли к заключению, что нужно сделать одно отделение на шестьдесят коек. Произошло это без нарушения структуры. Кроме того: мы создали централизованное отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Естественно, при этом хирургическая активность не упала. А эта цифра: «нынче же в областном противотуберкулезном диспансере в хирургии всего 30 коек» откуда взята? Это абсурд. Никогда никакой очереди на госпитализацию у нас не было. Мы были новаторами и до сих пор ими остаемся. Мы делаем такие операции, которые в Москве даже в ведущих клиниках не делают…»

— Нас неприятно поразили опубликованные в статье Василия Шпачкова недостоверные сведения, — говорит Сергей Гаврилюк. — Насколько нам известно, корреспондент должен проверять публикуемую им информацию и отвечать за её достоверность. Собственный корреспондент Шпачков при подготовке материала не встречался ни со специалистами департамента здравоохранения области, ни с главным фтизиатром области, ни с одним из врачей Брянского противотуберкулезного диспансера…»

А зря. Может быть, тогда услышал, например, от заведующего оргметодкабинетом Рашида Зинатуллина много интересного про те же стволовые клетки.

— Почему-то в статье Шпачкова внимание заострено на стволовых клетках, — говорит Рашид Зинатуллин, — хотя в последнее время — эти проблемы очень широко обсуждаются — уже четко прояснилось, что это очередное модное веяние: такое же, каким была в свое время уринотерапия.

На десерт процитирую последний абзац статьи в центральной газете. Василий Шпачков резюмирует: «…Разумеется, и гусиным пером даже при свечах можно написать нечто значительное… Но зачем же пользоваться древними приемами?»

Тут и добавить-то нечего. Будто про самого себя написал Василий…

Владимир Волков,
главный редактор
«Брянской медицинской газеты»


Комментарии

---