Олеся ПУЛИНА: «Есть всё. И даже вертолётная площадка…»

17 мая 2021

Главная задача, которую поставил лично президент страны, состоит в том, чтобы высокотехнологичная медицинская помощь, которую врачи уже давно успешно оказывают с помощью установленной в лучших клиниках современной аппаратуры, стала доступной для всего населения, а не только для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других замечательных крупных городов. Как выполняется установка главы государства в нашем регионе? Рассмотрим на примере Навлинской центральной районной больницы вместе с её главным врачом Олесей ПУЛИНОЙ.

— Олеся Анатольевна, после объединения больниц Навля и Севск — города-побратимы?
— Не побратимы, но больница теперь одна, с одним названием — «Навлинская ЦРБ». Никаких филиалов у нас нет. В ЦРБ сорок три ФАПа и два главных учреждения — два стационара, хирургия-1 и хирургия-2, лаборатория-1 и лаборатория-2, поликлиника-1 и поликлиника-2 — все подразделения входят в структуру Навлинской центральной районной больницы и находятся на расстоянии ста километров друг от друга.
— Всего-то… Почти как в Сибири… А почему выбор пал именно на Севск? Может быть, еще бы и Брасово, к примеру, прихватить?
— В планах, кстати, так и было: можно было бы и Комаричи «прихватить», но коронавирус вмешался и приостановил развитие событий.
— То есть, в перспективе возможно создание такого крупного, если не крупнейшего, по территории медицинского учреждения на районном уровне с центром в Навле. А почему именно Навля?
— Навлинская ЦРБ — единственное среди этих районов медицинское учреждение, которое построено по стандартам здравоохранения и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к больнице.
— Правильная больница, не приспособленная…
— Да — это первое преимущество. Но есть и второе — она находится на пути маршрутизации ближе всех к областному центру. Если объединять районные учреждения, то Навля — самый удобный и выгодный вариант. Сделать головным предприятием Севск нельзя, потому что он далеко…
— …до Украины ближе, чем до Брянска…
— И размещать высокотехнологичное оборудование там нельзя — нет соответствующих требованиям условий, а в Навле можно разместить и онкоцентр, и сердечно-сосудистый центр, которые будут работать на все шесть окружающих районов, больница ведь стоит на пути в Брянск.
— Выгода не только экономическая…
— Задача — разгрузить переполненные крупнейшие учреждения Брянска, сделать так, чтобы высокотехнологичная медицинская помощь стала более доступной для населения районов, чтобы люди могли получать её здесь: КТ, МРТ, сосудистый центр, онкологический центр, травматологический центр — они ближе. В Навлинской ЦРБ уже сегодня можно проходить обследования и получать очень качественное лечение в этих центрах.
— Здесь есть то, о чём давно говорят: приближение высоких технологий к населению. И у вас это уже работает?
— Работает на полной мощности.
— Как с руководящими кадрами: в Севске ваш заместитель по лечебной части?
— У нас один начмед на всех, и штатное расписание как в обычной больнице, разница только в том, что Навля и Севск находятся в ста километрах друг от друга.
— Таких удаленных друг от друга «боевых» соединений не припоминаю…
— Даже Минздрав очень заинтересовался нашим опытом…
— …чтобы применить его на обширных площадях других регионов необъятной страны?
— Может быть, наш опыт и пригодится. Но в данном конкретном случае не последнюю роль сыграл и человеческий фактор. На повестке дня просто стоял вопрос укрепления и развития Навлинской ЦРБ. Он давно назрел. Решено было поручить «развивать и укреплять» больницу мне, но, поскольку я свою Севскую ЦРБ, в которой была главным врачом и в которую вложила много сил и энергии, оставлять не собиралась — не было таких планов, возникла идея объединить две больницы на базе Навлинской ЦРБ, чтобы в дальнейшем сосредоточить в ней новое оборудование для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению всех ближайших районов.
— Современная тенденция, направленная на то, чтобы не распылять средства и иметь финансовую возможность оснащать головное учреждение по последнему слову техники. Такой положительный опыт, кстати, есть в Бежице, где раньше сами по себе существовали пять поликлиник, а теперь они объединены в одну — первую.
— Да, там тоже все это хорошо работает, но там как бы всё рядом — нет таких расстояний, как у нас.
— И с какими проблемами из-за этого пришлось столкнуться?
— Например, главная медсестра — одна в больнице, в Севске по штату уже не может быть главной медсестры. Там — заместитель по лечебной части, а здесь заместитель по работе с населением, но функциональные обязанности у них ведь разные. Штатное расписание, на мой взгляд, должно учитывать особенности географического положения.
Много, конечно, проблем: гаражи есть и тут, и там, фельдшерско-акушерские пункты — их теперь сорок три и многие из них тоже от ЦРБ на большом удалении. Радиус обслуживания — триста километров. Населения — сорок одна тысяча.
— Как же вам лично на это хватает времени?
— У меня теперь, когда звонят, первым делом часто спрашивают: «А где вы?» И я отвечаю обычно: «На «М3». Это как бы основное место жительства — между двумя больницами, на автомобильной магистрали, по которой приходится курсировать постоянно.
— Две больницы со своими историями — очень разными. Коллективы — здесь и там — всё восприняли с энтузиазмом?
— Приходилось, конечно, «вести разъяснительную работу». Начнём с того, что Севск это город, Навля — поселок, возник вопрос, почему не в Севске головное учреждение? Севская больница ведь со своей историей в двести пятьдесят лет — одна из лучших в области, и вдруг она потеряла своё название. Люди подумали так: больницы теперь не будет, значит и ничего не останется в Севске. Конечно, Севская ЦРБ была намного сильнее. Но вот прошло полтора года и Навлинская центральная районная больница «зазвучала» по-новому.
Мы закупили огромное количество нового оборудования — за два года почти на сто миллионов рублей. Плюс капитальные ремонты в больницах, на четырёх ФАПах в прошлом году, трёх ФАПах — в этом, один ФАП построили. Всё оборудование установлено, всё отремонтировано — люди работают в новых — современных и комфортных — условиях.
— Прошелся по коридорам, заглянул в лаборатории — всё как в центральных столичных клиниках…
— Во многих московских больницах такого оснащения и такого комфорта нет. Компьютерный томограф у нас круглосуточно работает на шесть районов, закупили два флюорографа, два рентгенаппарата стоимостью по двенадцать миллионов каждый, есть аппараты ИВЛ, наркозные аппараты, новые операционные столы, современные светодиодные операционные лампы, УЗИ-аппараты экспертного класса, стерилизатры, кольпоскопы, новая мебель… Только на ремонты мы израсходовали за два года более девяноста миллионов рублей. Построена вертолётная площадка в Севске — кстати, единственная в области, зарегистрированная в Минздраве.
— И часто приземляется вертолёт?
— Почти каждый день. Сегодня в Москву полетел, а в обычном режиме почти ежедневно доставляет трудных пациентов в лучшие клиники Брянска. В зависимости от профиля больного — либо в первую областную больницу, в сосудистый центр, либо в первую городскую больницу, либо в детскую областную — инсульты, инфаркты, тяжелые переломы, трасса «М3» — рядом, следовательно, дорожно-транспортные происшествия тоже в поле нашего зрения…
— … экипажу вертолёта скучать некогда.
— Нет — всегда в полёте. Площадка — в трёх минутах от больницы в Севске.
— Для населения главное — качественные обследования теперь можно пройти на самом современном оборудовании, да и просто зайти в больницу — удовольствие. Теперь врачи к вам на трудоустройство выстроятся в очередь.
— Есть программа «Земский доктор», есть квартиры — в прошлом году купили десять квартир, восемь заселили, сейчас в Навле сдаётся ещё один дом, купим и в нём квартиры. В Севске с жильём сложнее — никак не начнётся строительство дома, хотя и работаем активно над решением этого вопроса. Доктора нам нужны. Вот первого июня откроем центр онкологической помощи, который будет обслуживать население пяти районов. Химиотерапию будем делать здесь, разгрузим онкодиспансер.
— Есть врачи-онкологи?
— Два врача.
— У вас и хирургия-1, и хиругия-2…
— Есть еще и отделение травматологии — круглосуточно дежурят врачи-травматологи, активно развиваем это направление — оказание травматологической помощи. Есть дневной стационар. В планах — открытие сосудистого центра. Думаю, что в этом году этот пункт плана тоже воплотим в жизнь.
— Сердечно-сосудистая и онкологическая смертность остаётся самой высокой как в стране, так и в нашем регионе, и вы на районном уровне как раз открываете онкоцентр и сосудистое отделение — развиваете самую востребованную медицинскую помощь, то, что и требуется в первую очередь.
— У нас есть врач-кардиолог в Севске, есть врач-кардиолог в Навле, есть кардиологические койки, сестринский уход за пациентами, паллиативные койки — есть всё.
— И сорок три ФАПа приносят пользу на переднем крае. Уже нет разговоров о том, нужны они или не нужны. Путин чётко сказал — развивать первичную помощь, а фельдшеры ведь ближе всех к жителям отдаленных населенных пунктов. Но как добраться до удаленного села, если даже асфальт не везде?
— От пятидесяти до восьмидесяти километров до некоторых ФАПов. «Скорых» не хватает, минимум четыре автомобиля еще нужны. В прошлом году получили «Лады-гранты», «Ниву» — для первичного звена. Но наши «скорые» работают на износ — расстояния и так очень большие, а тут ещё новый коронавирус. От Севска сто пятьдесят километров, чтобы собрать ковидных больных по деревням на КТ, машина скорой помощи проходит до пятисот километров за один выезд. Когда был пик заболеваемости, больных возили практически каждый день. Ездили и по два раза в сутки. Новые машины разбиваются очень быстро и ремонтируются бесконечно, а это же большие затраты на бензин и на запчасти. Механики наши постоянно трудятся в напряженном ритме, спасибо им за то, что работу свою любят и стараются поддерживать технику в боевом состоянии.
— О главном — о вакцинации: есть ли у вас план?
— План, конечно, есть — шестьдесят процентов вакцинированных — мы его, безусловно, выполним.

Беседовал
Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---