Не мешайте работать… иммунитету

8 ноября 2018

Четвёртая межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педиатрии и неонатологии» прошла в конференц-зале перинатального центра Брянской городской больницы №1. Она была посвящена памяти заслуженного деятеля науки РСФСР Анны Петряевой и 95-летию кафедры детских болезней Смоленского государственного медицинского университета.

С приветственным словом к участникам конференции обратились доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней Смоленского государственного медицинского университета Владимир Бекезин и заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области Ольга Чиркова.
Ольга Чиркова отметила, что эта конференция важна для наших врачей, в первую очередь, потому, что она проводится в рамках непрерывного медицинского образования, у наших докторов есть возможность получить новые знания и задать свои вопросы выдающимся ученым, приехавшим в наш областной центр.
— Когда выбирали место для проведения конференции, долго не думали, — рассказал Владимир Бекезин, — конечно, в Брянске, потому что, во-первых, с департаментом здравоохранения Брянской области у нас очень тесный контакт, а, во-вторых, потому что в новом перинатальном центре есть замечательный современный конференц-зал.
Старшее поколение врачей хорошо помнит Анну Тимофеевну Петряеву, она стала основоположником смоленской педиатрической школы. На сегодняшний день она остаётся единственным сотрудником университета, получившим в свое время за выдающиеся достижения высшую правительственную награду: орден Ленина.
Доктор медицинских наук Татьяна Авдеева порадовалась, что у нас есть такой современный перинатальный центр: условия, в которых работают брянские врачи, гораздо лучше, чем в Смоленске. И это очень хорошо, сказала она, что ученики помнят своих учителей. Анна Тимофеевна Петряева была очень энергичной женщиной, а главной её отличительной чертой было то, что она всегда хотела поделиться своими знаниями и с коллегами, и со студентами, и с пациентами больниц и поликлиник. Именно такие яркие люди оставляют след в истории, поэтому неудивительно, что сегодня её вспоминают добрым словом не только как хорошего человека, но и как профессионала, крупнейшего ученого с мировым именем.
Современным аспектам фармакотерапии простудных заболеваний посвятила свой доклад на конференции кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом неонатологии Смоленского государственного медицинского университета Ольга Новикова.
Острые респираторные заболевания — актуальная проблема здравоохранения. В мире девяноста два процента населения хотя бы раз в году переносят ОРЗ. Каждый взрослый человек в среднем в год болеет два раза, школьник — три раза, а ребенок дошкольного возраста — до шести раз. В России ежегодно регистрируется около сорока одного миллиона случаев ОРЗ. Но многие ведь не обращаются к врачам по таким «пустякам», поэтому цифра эта значительно больше: фактическое количество больных составляет более семидесяти миллионов в год. Более восьмидесяти процентов вызовов врача на дом обусловлено респираторными заболеваниями.
На сегодняшний день известно, что ОРЗ вызывают более двухсот возбудителей: и риновирусные заболевания, и грипп, который приходит к нам и в ноябре, и в декабре, и в январе, и в феврале, и в марте, а, бывает, что и в апреле, это и вирусные инфекции, и бактериальные, которые нельзя пропускать, чтобы вовремя назначить антибактериальную терапию.
Чем опасны респираторные заболевания? Прежде всего, различными осложнениями. Нужно внимательно наблюдать за детьми, чтобы не допустить осложнения и назначить своевременно лечение. Вирусы вызывают воспаление, а оно ведёт к отёку слизистой оболочки, повреждению эпителия, мокрота застаивается, у ребенка возникает бронхит, пневмония, отиты, риниты, и, если иммунитет ребенка не может справиться с этими проблемами, возникают различные осложнения.
Проблемой остается необоснованное назначение антибиотиков. До сих пор продолжаются споры по поводу определения вирусной и бактериальной инфекции. И часто только врачебный опыт позволяет сделать правильный выбор лечения. Резистентность настолько высока, что обычные дозы антибактериальных препаратов не помогают. Вообще не помогают. Их приходится увеличивать в два – три раза, есть соответствующие клинические рекомендации.
Более семидесяти процентов больных детей принимают одновременно по три и более разных препаратов. Все это, конечно, увеличивает прибыль фармацевтических компаний, но соответственно снижает эффективность действия самих препаратов, повышает резистентность.
У детей дошкольного возраста есть преходящая иммунная недостаточность, поэтому они часто болеют. Дети, которые в детском саду почти не болели, приходят в первый класс школы и начинают болеть чуть ли не ежемесячно. С чем это связано? С тем, что они приходят в другую среду, поменялся контингент. А у них в этот период идёт становление иммунной системы. И вот, оказывается, дети, которые живут в идеальных условиях, болеют чаще, чем дети из простых семей — эти «простые» дети более здоровые, потому что более закаленные.
Нужно ли отдавать детей в ясли и сады? Тоже вопрос до сих пор дискуссионный. До трёх лет, считает Ольга Новикова, не надо отдавать их никуда. Чем меньше ребенок, тем слабее у него иммунитет. Сейчас много частных садиков, но именно в этих малых группах с идеальными стерильными условиями дети болеют чаще. Их организм не знаком с «врагами» и не умеет обороняться.
Не способствует развитию иммуннитета и пассивное курение: родителям-курильщикам (курильщицам) надо четко усвоить, что обкуривать своих детей — занятие чрезвычайно опасное и, с точки зрения морали, безответственное. Как, кстати, и неправильное использование лекарственных средств: длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих.
Тут к родителям, кстати, активно присоединяются и неграмотные педиатры. Их на некоторых конгрессах, не стесняясь, называют «убийцами детей». Как только температура поднялась до тридцати семи градусов, они рекомендуют её снижать. Уже даже пользователи интернета хорошо усвоили, что, если температура у ребёнка держится длительное время, это означает, что у него вырабатываются защитные антитела против данного вируса.
Если ребенок хорошо переносит температуру, если у него нет никаких проблем с сердцем и дыхательной системой, температуру можно не снижать, пока она не поднялась до тридцати восьми с половиной градусов — и даже, если она добралась до тридцати девяти, если ребенок её переносит хорошо. Однако для мамы часто это единственная причина для тревоги — температура. Она впадает в панику уже при тридцати семи с половиной. А если тридцать восемь, отогнать её от аптечки почти невозможно, она тупо и упрямо даёт таблетки, даже несмотря на предупреждение доктора. Через три дня ребенок опять поражен тем же «недобитым» вирусом, а мама винит в этом кого угодно, только не себя. И потом её ребенок болеет чуть ли не каждые десять дней, потому что у него просто нет иммунитета на этот вирус. Не дали сформироваться.
О том, как повысить эффективность терапии при атопическом дерматите у детей, рассказала на конференции тренинг-менеджер научно-производственного комплекса «Аванта» Елена Коваленко. Атопический дерматит — это хроническое воспаление кожи, характеризующееся зудом и хроническим течением. Первое проявление, как правило, даёт о себе знать на первом году жизни. Дети до трёх лет нуждаются в особом уходе, в том числе и за кожей. С возрастом симптомы исчезают, но не у всех, многие вынуждены жить с оглядкой на диету.
Если эпидермальный барьер не совершенен, высока вероятность заболевания. При атопическом дерматите зуд присутствует всегда. Даже без видимых повреждений и воспалительных очагов. Если ребенок чешет это место, воспаление усиливается и круг замыкается.
Как спастись? Во-первых, кожа должна содержаться в чистоте — с головы до пяток. Поэтому место для купания ребенка должно быть особенным. Второе — увлажняющее средство должно быть всегда в наличии, кожа не должна быть сухой. Всех мероприятий и полезных советов не перечислить, поэтому можно зайти в онлайн-школу атопического дерматита по адресу atopiсschool.ru и пройти курс самостоятельного обучения, не выходя из дома.

Виктор ВОВК.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---