Отзывы хорошие и отличные

24 августа 2018

Первого сентября тысячи школьников и студентов области, соскучившиеся за лето друг по другу и по своим преподавателям, сядут за парты будет дан старт новому учебному году. Среди них и студенты медицинских колледжей и медико-социального техникума, будущие медицинские сёстры и фельдшеры, роль которых в среднем звене здравоохранения сегодня заметно возросла. Что нового ждёт их в новом учебном году? Этот вопрос я задаю директору ГАОУ СПО «Брянский медико-социальный техникум имени академика Н.М. Амосова» Вере Николаевне ПЁХОВОЙ.

На протяжении последних двух лет мы активно идём в ногу со временем и выполняем все требования Министерства здравоохранения и Министерства образования по совершенствованию образовательной системы. На данный момент у нас уже оборудовано семнадцать симуляционных кабинетов, в которых наши студенты овладевают необходимыми навыками перед выходом на производственную практику.
Сильно подстегнула нас аккредитация выпускников, которая в этом году проходила первый раз, пришлось провести целый ряд мероприятий по обновлению компьютерных классов и кабинетов, по оснащению их всем необходимым оборудованием. В новом учебном году наши студенты будут отрабатывать навыки на новых, самых современных, симуляторах. Все это мы делаем для того, чтобы наши выпускники могли прийти в учреждения здравоохранения и сразу приступить к работе. Я специально интересовалась, насколько готовы к этому наши кадры, могут ли они сразу самостоятельно работать? И отзывы получила только хорошие и отличные. Заполучить к себе наших специалистов хотят многие поликлиники и больницы.
— Кроме того, что нужно уметь не больно сделать укол, нужно еще уметь грамотно заполнять много разных документов…
— Наши выпускники знают, как заполнять истории болезни, амбулаторные карты, журналы. Мы на протяжении всех лет обучения уделяем этому самое серьезное внимание.
— В этом году конкурс был большой?
— Четыре человека — практически на все специальности. Набрали триста восемьдесят два человека. Насколько все эти люди пришли по призванию, покажет учебный процесс.
— Станет видно, кто есть кто, уже после первой сессии?
— Гораздо раньше. Уже в первые месяц – два обычно становится понятно, кто пришёл учиться, а кто ошибся в выборе профессии. Просто ходить на занятия у нас мало — надо получать знания.
— Медицина — строго по призванию?
— Только по призванию. Мы беседовали с родителями, проводили собрание, объясняли, что, если они отправили своего ребенка учиться в медицинский техникум только по своему настоянию, а не по его желанию, то лучше сразу подумать о другом направлении. Если человек не хочет идти в медицину сам, заставить его стать медиком невозможно. Он придумает сто разных отговорок, но уйдёт…
— Что ещё будет нового?
— Появится новая кровля на втором корпусе. Она там не совсем старая, но вот техническое исполнение совсем неправильное. Поэтому в сильные дожди вода попадает в кабинеты. Строители уже завозят материалы, приступают к работе.
— Медико-социальных техникумов в стране много или вы одни прокладываете новый путь?
— Много. Мы решили пойти по этому пути после того, как появилось требование к службе соцзащиты принимать в свои ряды людей не со стороны, а дипломированных специалистов, имеющих специальное образование. Мы согласовали все программы и готовы были выпустить специалистов социальных служб по уходу за тяжелыми больными в достаточном количестве, но, к сожалению, абитуриенты из нашей области на эти специальности не пошли.
— А мне казалось, что одно даже звание «младшая медицинская сестра» уже должно привлекать внимание. Плюс срок обучения — одиннадцать месяцев… Выпускницы школ должны бы выстраиваться в длинную очередь, чтобы попасть на это отделение.
— Так и есть. Но младшая медицинская сестра — это другое. Здесь больше медицинской составляющей. По приказу Минздрава этот пробел между медицинской сестрой и санитаркой должна заполнить младшая медсестра. Она должна уметь покормить больного, перестелить постель…
— С учетом требований гигиены?
— Да. Это должна делать не санитарка — это социальный уход.
— Очень, по-моему, перспективное направление. Не только больные требуют социального ухода, но и просто пожилые и старые люди. Продолжительность жизни растёт, востребованность таких специалистов будет, следовательно, тоже возрастать.
— Быстрее всех это поняли наши соседи — калужане. Они уже проучили очень многих специалистов своих медицинских учреждений у нас, на этом отделении. К сожалению, в нашей области процесс идёт медленнее. Пока только первая областная больница направила к нам десять человек, которые успешно прошли обучение.
— Но на это отделение можно же поступить и со школьной скамьи?
— Да. После одиннадцати классов, без всяких направлений. Все получат дипломы государственного образца. Они могут осуществлять полный уход за больным на дому. Москвичи звонят и просят: дайте нам тех, кто уже закончил это отделение. Там это уже очень востребовано.
— Там и платят за это десятки тысяч рублей. Я думаю, после того, как школьники прочтут эту нашу публикацию, количество желающих попасть в число ваших студентов в следующем году еще больше возрастёт.
— Все наши студенты получают удостоверения младшей медицинской сестры. По окончании техникума они получат дипломы, а после прохождения этого учебного модуля будут уже младшими медсестрами.
— С этим удостоверением они смогут сразу работать в том числе и в частных структурах, в тех же социальных службах, самостоятельно находить хорошо оплачиваемую работу?
— Конечно. Могут самостоятельно ухаживать за престарелыми бабушками и дедушками.
— Вера Николаевна, у вас же есть еще и технология эстетических услуг… Это совсем современное направление.
— Это очень интересная специальность. Там, кстати, у нас тоже есть симуляционные кабинеты. Есть даже свой салон с массажным, маникюрным, педикюрным столами — настоящий косметический салон. Кроме того, в отдельных симуляционных комнатах студенты проходят обучение по этим направлениям.
— Наконец-то в косметических салонах появятся специалисты с медицинским образованием — они уж точно будут нарасхват.
— Сейчас во многих салонах работают специалисты после окончания непродолжительных курсов. Но они поверхностно знают, что такое дезинфекционная обработка, что такое стерилизация инструмента, что такое противопоказания… А это знать необходимо. Посетители этих салонов не случайно «подхватывают» и кожные заболевания, и другие патологии. Угревая сыпь, гнойнички — нужно четко понимать, в какой период можно, а в какой нельзя делать манипуляции.
— Они тоже получают удостоверение о медицинском образовании?
— Вместе и основным дипломом им выдается еще и удостоверение маникюрши, педикюрши или косметолога, в зависимости от того учебного блока, который они освоили. Посещение занятий — обязательное. Медленно, но верно — мы это видим — востребованность этих специалистов растёт.
— И потренироваться в своем салоне вашим будущим косметологам и маникюрщицам есть на ком…
— Да, наши студентки, конечно, с удовольствием выступают в роли статистов — тем более, что это для них бесплатно. А массаж они делают друг другу — полезно: сразу и наука, и практика.
Есть еще медико-санитарная часть, мы туда в течение всего учебного года регулярно направляем своих выпускников: там сидят медсестра и фельдшер. Они, когда туда обращается сотрудник или студент, заполняют карточку, выслушивают жалобы, собирают анамнез, делают назначения, а доктор с фельдшером анализируют их действия — это как бы симуляционный кабинет участкового врача-терапевта.
— Медсестре сейчас больше доверяют, чем раньше — она как бы становится более самостоятельной, кое в чем даже заменяя врача…
— Самостоятельно выполнять — даже частично — функции врача у неё нет законодательного права. Медицинская сестра обязана выполнять назначения лечащего врача. Фельдшер может принимать самостоятельные решения — он как бы на передовой медицинского фронта. Фельдшер ФАПа должен уметь снять и прочитать кардиограмму, знать симптомы острых патологий. Каждое лечебное учреждение обязано — как это в свое время я, будучи главным врачом, делала в Севской ЦРБ — обучить своих фельдшеров на своей базе снимать ЭКГ.
— Какие специальности востребованы больше всего?
— Очень востребовано сестринское дело. Нам даже пришлось согласовывать изменение госзадания: вместо традиционных двадцати пяти человек пришлось набирать на бюджетное обучение пятьдесят студентов. Плюс к тому еще две платные группы — еще пятьдесят человек. То есть только сестер мы будет учить на первом курсе — сто. В два раза больше, чем раньше.
— Сейчас в наших учреждениях здравоохранения заметно повысилась культура общения. Принципы этики и деонтологии не на последнем месте в процессе обучения?
— Мы обучаем у себя санитарок — на курсах. Они тоже получают удостоверения. И на деонтологию отведено много часов. Мы стараемся сделать так, чтобы стало понятно, что с людьми надо уметь разговаривать. Тем более с больными. Когда человек заболевает, ему, как говорится, не мил белый свет. Он может вести себя не всегда адекватно, может нагрубить, но он не должен нарваться на ответную грубость. И уже совсем недопустимо медицинскому работнику любого уровня быть инициатором конфликтной ситуации.
— Бывает, что приходится отсеивать непонятливых студенток?
— Конечно. Мы всех сразу предупреждаем, что учиться у нас трудно, но во главу угла ставим соблюдение норм дисциплины. Много детей с лабильной нервной системой. Практически пятьдесят процентов семей — неполные. Однобокое воспитание, вседозволенность, они, скажем так, не могут выдерживать дресс-код — требования к людям в белых халатах. Объясняем, что белый халат — это только для занятий и для работы в больнице. Ходить по улицам в «красивом престижном халате» категорически запрещено. Он не для моды. Это специальная одежда. За прошлый год мы отчислили более ста тридцати студентов. Многие, понимая, что их «четко выгоняют», пишут заявления по собственному желанию, потому что в таком случае есть возможность исправиться и потом восстановиться на следующий год.
— Не армия, но медицина. Недисциплинированным лучше сразу исправляться — с первых дней.
— Многие приходят на первый курс и разговаривают исключительно на сленге с добавлением многоэтажных матерных слов, а выходят из техникума красавцами — грамотными и высококультурными медицинскими работниками среднего звена. И от этого испытываешь большое удовлетворение и настоящее чувство гордости.
— У вас теперь есть еще одно подразделение — музей медицины…
— Он просто на нашей территории, но наши студенты регулярно проводят экскурсии. Это всегда интересно — они надевают форму старого стиля, увлекательно рассказывают о вехах развития областной медицины, о великих медиках — наших земляках. И первое сентября у нас традиционно начинается с торжественной линейки, а потом все идут в музей.
— Еще одна славная традиция…
— Да. И экспонатов там, кстати, прибавляется. Директор музея Сергей Николаевич Фетисов, председатель нашей областной врачебной палаты, даже решил разместить там «скорую», чтобы наглядно было видно, в каких условиях оказывалась раньше медицинская помощь.
— Так можно бы и лошадку «поставить на довольствие…» Хотя бы пластмассовую…
— А что — кроме шуток. Когда я была главным врачом Севской ЦРБ, мы выполняли план по флюорографическому обследованию населения следующим образом: фельдшера ФАПов «отлавливали» пациента из социальной группы риска, укутывали его в ватные одеяла, усаживали на «скорую лошадь» и привозили в санях в больницу.

Беседовал
Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---