Введите правильный код

11 марта 2018

Коллегия департамента здравоохранения, состоявшаяся в Брянском клинико-диагностическом центре, была посвящена проблемам онкологии. Началась она с торжественного момента. Подведены итоги первого в истории здравоохранения области конкурса научно-исследовательских работ, который вызвал большой интерес у работников здравоохранения. Итоги конкурса озвучил председатель врачебной палаты Брянской области Сергей Фетисов. Победителям и призёрам вручены грамоты и награды. Многие участники конкурса получили благодарственные письма.

Заместитель губернатора Николай Щеглов в своем выступлении на коллегии подчеркнул, что онкология — проблема чрезвычайно важная. Идёт рост онкологической заболеваемости. По некоторым нозологиям он достигает двадцати и даже тридцати процентов. Чтобы снизить смертность от этого коварного заболевания, нужно научиться отлавливать его на ранних стадиях, поэтому ключевой момент здесь — онкологическая настороженность в первичном звене. Очень многое зависит от того, насколько эффективно оно работает. Как проверить? Посмотреть, как работает фельдшер на ФАПе, медицинская сестра на своем участке. Если она уверенно назовёт предраковые заболевания в урологии, в гастроэнтерологии, в пульмонологии, можно считать, что все нормально — она не пропустит больного.
Анализу работы онкологической службы за 2017 год и мерам, направленным на снижение показателя смертности от онкологических заболеваний, посвятил свой доклад главный внештатный специалист департамента здравоохранения Игорь Кацков. Он назвал некоторые цифры статистики: на 31 декабря 2017 года на учете состояли 34628 пациентов со злокачественными новообразованиями, зарегистрировано 6116 случаев впервые выявленных злокачественных новообразований, число умерших от ЗНО жителей области — 2825 человек.
Игорь Кацков отметил, что рост заболеваемости отмечается как в нашей области, так и в целом по России. У мужской части населения в структуре заболеваемости лидирующие позиции занимает рак лёгкого, рак кожи и рак предстательной железы. У женщин — рак молочной железы, рак кожи и рак тела матки. Причины роста? Постарение населения, качественное и количественное улучшение диагностических возможностей, увеличение количества населения, прошедшего все виды профилактических осмотров, а также увеличение количества диагнозов ЗНО, установленных после вскрытия умерших на дому судебными экспертами, экологические и социальные факторы, курение и пищевые пристрастия. По показателю смертности мы на тринадцатом месте из восемнадцати в ЦФО.
Пятилетняя выживаемость в 2017 году составила 59,9 процента. Этот показатель говорит о том, что в Брянской области специальное лечение с последующим наблюдением за пациентом с диагнозом «рак» проводится на достойном уровне.
Число больных с запущенными заболеваниями на третьей и четвёртой стадиях не увеличилось по сравнению с предыдущим годом и составило 27,9 процента.
Рост одногодичной летальности от злокачественных новообразований всех локализаций обусловлен большим процентом больных с запущенными формами.
Низкая выявляемость на ранних стадиях, как подчеркнул Игорь Кацков, связана с недостаточной работой на местах при проведении диспансеризации и всех видов профилактических осмотров, с отсутствием скрининговых методик.
Лечение злокачественных новообразований на ранних стадиях требует, как правило, применения одного из методов специального лечения: хирургического, лучевого, лекарственного и приводит в большинстве случаев к полному выздоровлению пациента. Лечение запущенных форм рака на третьей и четвёртой стадиях подразумевает дорогостоящее, комбинированное и комплексное лечение, которое редко приводит к развитию стойкой и длительной ремиссии.
И в выступлении Николая Щеглова, и в докладе Игоря Кацкова обращено внимание главных врачей на то, что резервом выявления злокачественных новообразований на первой и второй стадиях является первичное звено здравоохранения: это фельдшеры ФАПов, акушерки смотровых кабинетов, участковые терапевты. В области работают 586 ФАПов, в которых число посещений доходит до полутора миллионов в год. Этот не полностью реализованный потенциал в текущем году и в дальнейшем предстоит использовать более эффективно.
Директор департамента здравоохранения Андрей Бардуков обратил внимание аудитории на то, что пятилетняя выживаемость у нас в области составляет почти шестьдесят процентов. Такой пятилетней выживаемости в ЦФО нет ни в одном другом регионе. Это хорошее достижение онкологической службы. Выявляемость рака на первой и второй стадиях у нас тоже на нормальном уровне. И выявляемость на четвёртой стадии не очень высока. Казалось бы, должны соответственно снизиться цифры смертности, но, как показывает статистика, смертность остается высокой. Почему? Вместе с руководителями медицинских организаций департамент здравоохранения проанализировал ситуацию, и все пришли к выводу, что «виноваты» неправильные кодировки. Как это получается? Один пример: врач-терапевт ведёт прием, к нему приходит человек за справкой о смерти. В коридоре очередь. Доктор знает, что умерший пациент несколько лет болел онкологическим заболеванием, ему как бы всё понятно: чего вскрывать труп? И сразу причина смерти кодируется как онкологическое заболевание. Это не единичный случай. Это повсеместно так. И что делать? Разговаривать на эту тему можно бесконечно долго, но все врачи ведь и без лишних объяснений хорошо понимают, что они должны делать и чего они не делают — не хотят делать. Теперь изменили систему оплаты труда: чтобы получить премиальные в полном объёме, нужно будет не иметь ошибок в кодировках причин смерти. Это касается не только онкологической заболеваемости, но и других — например, сердечно-сосудистой.
Нельзя недооценивать значение правильной кодировки. Она влияет на организацию работы в системе здравоохранения, неправильные цифры – неправильное распределение средств и усилий. В компьютере, чтобы войти в систему, нужно ввести правильный код. В медицине к этому тем более нужно относиться предельно ответственно.
С отчетом о работе Брянского онкологического диспансера за 2017 год на коллегии выступил главный врач диспансера Александр Маклашов. Он привел для начала такую статистическую выкладку: число прооперированных в диспансере больных за три последних года значительно снизилось — на тысячу пациентов! Если в 2015 году было 4405, то в 2017 году всего 3486. Но число функционирования койки не снижается и в 2017 году составило цифру 305. То есть общее количество пациентов не уменьшилось. Почему? Потому что возросло количество пациентов, госпитализированных для прохождения химиотерапии и лучевой терапии. Снизилось число пациентов с доброкачественными и неонкологическими заболеваниями. В 2016 году было 1226 таких пациентов, в 2017 году 694. Большей части этих из пациентов проведены операции на молочной железе.
Давно признано, что онкологическое заболевание — это системное заболевание, и роль локальных методов, к которым относится хирургическое лечение и лучевая терапия, снижается. Если еще лет тридцать назад в химиотерапии использовалось пять – десять препаратов, которыми пользовались не всегда, то сейчас каждый квартал выходит по десять новых препаратов — в названиях уже можно запутаться. Но надо понимать, что, как только будут синтезированы и разрешены к применению новые суперэффективные противоопухолевые препараты, локальные методы станут еще менее востребованными. Может быть, это произойдёт через десять лет, но к этому нужно быть готовыми — мыслить стратегически.
Еще одна острая проблема: основная часть расходов онкодиспансера идёт сейчас на лекарства, и всегда, когда выходит новый препарат, врачи с трепетом ждут, какова будет его цена. Пациенты едут на обследования в федеральные клиники, возвращаются к нам в область и привозят рекомендации на применение таких препаратов, что, взяв всего несколько десятков таких пациентов, онкологический диспансер останется без финансов. В 2014 году пациентов, которые получали дорогостоящие препараты, было всего 96, в 2017 году их было уже 462. То есть в четыре раза больше! Хороших препаратов много и это, конечно, как говорил Горбачев, «нас радывает», но где взять много денег на много препаратов? Залезть в карман к пациентам? Так там — в большинстве карманов — пусто. Поэтому проблему нужно решать на высоком государственном уровне.
На один немаловажный нюанс обратил внимание директор департамента Андрей Бардуков. Конечно, согласился он, многое зависит в выявлении заболеваний от первичного звена, но еще больше — от оснащенности наших учреждений здравоохранения новейшей диагностической аппаратурой. На хорошем японском аппарате УЗИ, как рассказал заведующий отделением одной из брянских поликлиник, куда этот аппарат попал на апробацию, за два дня он выявил столько патологий, сколько раньше не удавалось выявлять за целый год.
Президент Ассоциации онкологов Брянской области, кандидат медицинских наук Дмитрий Лопатин свой доклад посвятил теме «Современные тенденции лечения онкологических больных». Ассоциация онкологов у нас в области была создана в 1993 году по собственной инициативе врачебного коллектива Брянского областного онкологического диспансера, первым её президентом стал на то время главный врач онкодиспансера Борис Капитонович Литвинов. Диспансер стал площадкой для плодотворной дискуссии об актуальных проблемах и новых достижениях современной онкологии. Всего в ассоциацию входят сорок пять человек, пять человек — кандидаты медицинских наук.
В настоящее время, как отметил Дмитрий Лопатин, российское научное сообщество пришло к выводу о том, что опираться только на данные иностранных исследований — это неправильно. Далеко не все результаты этих исследований можно применить на территории нашей страны. Поэтому сейчас стартовало много перспективных исследований, организованных ведущими клиниками России, которые учитывают специфику нашего населения, генетические и биологические особенности и уровень организации онкологической помощи.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---