Вкус удаленности

7 марта 2016

Состоялось первое заседание общественного совета при департаменте здравоохранения Брянской области второго созыва, на котором избраны руководящие органы совета: председателем общественного совета избран заместитель главного врача Брянского клинико-диагностического центра Владимир Володин. Заместителем председателя совета — врач психиатр-нарколог Дмитрий Афонин, секретарем совета — советник директора департамента Сергей Гавриленко. В работе общественного совета принял участие директор департамента здравоохранения Брянской области Андрей Бардуков.

Председатель совета Владимир Володин, который является также председателем комиссии по здравоохранению Общественной палаты Брянской области, призвал членов совета к взаимопониманию и конструктивному диалогу как внутри этой общественной организации, так и во взаимоотношениях с департаментом здравоохранения. Совет, как он отметил, это своего рода буфер между общественностью области и управленческой организацией, которой является департамент. Поэтому решения нужно принимать, конструктивные, взвешенные и продуманные.

О развитии информационных технологий в здравоохранении Брянской области, как средства повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению рассказала на заседании общественного совета директор ГАУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Елена Крень. Она, прежде всего, отметила, что на очередном совещании правительственной комиссии премьер Дмитрий Медведев поднял вопрос об использовании информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Что пациенту дает внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении? Возможность получения качественной оперативной медицинской помощи, обеспечение комфортности ее получения, пациент получает уведомление об услугах, он имеет доступ к собственным данным в электронной медицинской карте.

На сайте департамента здравоохранения в открытом доступе есть раздел «Информатизация здравоохранения», там имеются все актуальные документы, касающиеся этого раздела деятельности, есть статистика по пользователям, по записи на прием.

Развернута система маршрутизации потоков пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи. Система представляет собой единую электронную регистратуру, она дает возможность получения электронных направлений на консультативные приемы в областные учреждения, на диагностические исследования. Все электронные услуги сопровождаются уведомлением пациента по электронной почте или с помощью смс-сообщений.

Не только данный портал предоставляет пациенту возможность записаться на прием, можно записаться также через инфоматы, установленные в вестибюлях поликлиник, по телефону, через регистратуру или от врача — к врачу — это так называемый участковый принцип, когда участковый врач на лабораторное диагностическое обследование или на консультацию направляет пациента к узкому специалисту, и человеку нет необходимости снова обращаться в регистратуру и терять время в очереди.

Число пользователей электронными услугами в области превышает двести пятьдесят тысяч — это восемнадцать процентов от всего прикрепленного населения. Человек, планируя поход в медицинское учреждение, регистрируется на данном сервисе и получает возможность записаться с помощью электронной услуги. Такая услуга, как «личный кабинет», действует у нас еще в 2012 году. Каждый месяц регистрируется более пяти тысяч новых пользователей.

Какой там сегодня функционал? Начиналось все с расписания приема врачами поликлинических служб — пациент мог уже не звонить в регистратуру, чтобы уточнить расписание и присутствие самого врача, а найти эту информацию на портале. Можно вызвать врача на дом. Есть информация об оказанных услугах — по всем посещениям, с датой и профилем, по которому пациент посещал врача. Причем не по одной поликлинике, а по всем лечебно-профилактическим учреждениям области. Там есть сведения о выданных листках нетрудоспособности. Есть возможность записи на диспансеризацию. Можно оценить и качество оказанной медицинской помощи.

Выдается справка о стоимости оказанных услуг. Граждане, проходящие лечение в государственных учреждениях здравоохранения, могут узнать, сколько средств выделено на оказанную им медицинскую помощь. Это помогает сформировать у населения объективное представление о затратах государства на медицинскую помощь и предупредить казусы в медицинских организациях.

Сервисы развиты так, что есть возможность вносить эту информацию в личный кабинет пациента и присылать ему сообщение об этом. Пациент в течение месяца посещал медицинские учреждения — разные, по итогам месяца он получит сообщение о стоимости оказанных ему услуг. Это к сведению.

Еще одно нововведение — мониторинг беременности: отражаются данные обо всех проведенных исследованиях.

Недавно москвичи обнародовали радостный для себя факт, что у них, как бы у первых, появилась система обратной связи с пациентом — личный кабинет, но у нас такая система работает еще с 2012 года.

Было опасение, что пожилые люди не будут пользоваться этим сервисом. Но тенденция такова, что как раз у возрастных пациентов эти услуги наиболее востребованы. Сначала они привлекают детей и внуков, а потом и сами становятся активными пользователями. Причем в пределах одного аккаунта могут пользоваться электронными услугами дети и все члены семьи. У пенсионеров больше времени для общения в интернете, они свои странички имеют, обмениваются информацией.

Большую популярность приобрел раздел «Народный контроль». Пациент может подать заявление или жалобу, поблагодарить доктора или что-то спросить.

Что планируется? Внедрить систему массовых рассылок. Например, приглашения на диспансеризацию. Кто-то хочет, но не знает, как пройти диспансеризацию, сомневается, а надо ли беспокоить врачей? А тут: «Будьте добры! Ждем вас!»

Успешно мы развиваемся в этом направлении или не очень? Все познается в сравнении. Орловская область по населению и по финансированию здравоохранения соизмерима с нашей. Год назад они пригласили наших специалистов для обмена опытом. И три часа врачи орловских клиник сидели «с открытыми ртами», а потом дружно сказали: «Дайте нам такую систему! Мы хотим так работать, вокруг информатизация, а мы отстали…» Там, оказывается, еще рассылают бумажные письма и система сбора информации бумажная. Мы из этого каменно-бумажного века успешно продвинулись на передовые позиции информатизации и постоянно совершенствуемся.

Востребованы ли инфоматы, которые стоят в поликлиниках? Много жалоб, что они не работают. Простаивают как бы. Но на самом деле они уже просто утратили былую популярность. Если у вас в телефоне есть приложение, с помощью которого вы можете записаться на прием к врачу, зачем вам инфомат или регистратура? Люди почувствовали вкус удаленности, и статистика показывает, что все больше пациентов пользуются удаленной записью на прием.

Есть ли резерв роста количества личных кабинетов? Нужен ли для пользователя обязательно компьютер? Не обязательно. Потому что скоро начнет работать специальное мобильное приложение для телефонов. Резерв есть, и большой. Если сейчас человек сам записывается на прием через интернет, то потом он записывает своих родственников, а потом и соседей — получается эффект снежного кома. Возникает проблема другого характера — популярность электронной записи растет, все, как говорится, забито, и опять очередь. Проблема многосторонняя: дефицит врачей — это раз; выделено время для электронной записи, оно должно составлять не менее пятидесяти процентов, но некоторые учреждения здравоохранения это требование не выполняют — это два; растет количество пользователей — это три. Если третий пункт должен только радовать, а первый потребует некоторого времени, то по второму пункту вполне можно разобраться с теми, кто игнорирует требования, немедленно.

С врачебными кадрами пока не все гладко. Земский миллион может получить не только молодой доктор, а и врач в солидном возрасте — до пятидесяти лет, то есть в самом расцвете творческих сил. И получается, что, с одной стороны, мы кадровую проблему малых населенных пунктов временно решаем, а с другой стороны, обостряем ее в тех учреждениях, откуда получатели миллиона эмигрируют. Главный врач Дятьковской ЦРБ, член общественного совета, Ольга Герасимова предложила обратить на этот нюанс пристальное внимание: конечно, нужно привлекать специалистов в лечебные учреждения сельской местности с помощью земского миллиона, но их нужно бы привлекать из других регионов, тогда мы в целом укрепим кадровый врачебный состав Брянщины, а не будем перемещать докторов с места на место.

В приоритете сегодня профилактика. Хороший совет из собственного опыта всем мамам дала на перспективу врач детской поликлиники № 2, член общественного совета, Светлана Ершова. Ее сыну двадцать три года, за всю свою жизнь он только один раз болел гриппом. Как так? Почему удалось практически проскочить мимо заболеваний? А потому что с пяти лет он вместе с мамой занимался плаванием, и зимой и летом. Известно же, что плавание, активные занятия физкультурой полезны для укрепления иммунитета. Пример родителей очень важен. Не стесняйтесь выйти на лыжню России, которая пройдет в это воскресенье, смелее ныряйте в бассейн, тащите туда своих детей любого возраста.

Владимир Волков


Комментарии

---