Длиннее дорога — длиннее жизнь

17 августа 2014

Пять лет назад по всей стране была запущена большая государственная программа по формированию здорового образа жизни с очень хорошим и обнадеживающим названием «Здоровая Россия». Были разработаны специальные мероприятия по внедрению в жизнь здорового образа жизни, а ключевую роль в их реализации должны были сыграть в срочном порядке созданные центры здоровья. В них люди должны были пойти «стройными рядами». Пошли ли? Давайте заглянем в один из наших центров, который функционирует при городской больнице № 2 в Брянске.

Заведующая центром здоровья Людмила Руденко— Центр здоровья при городской больнице № 2 действует уже пятый год, — рассказывает его заведующая Людмила Руденко, — ежегодно через него проходит около четырёх тысяч пациентов. Вот свежие цифры — за текущие полгода мы обследовали 2336 человек.

Много это или мало? Если учитывать «мощности» самого центра здоровья, то много:

— Больше мы и не сможем пропустить… — говорит Людмила Ивановна. — Это наша максимальная пропускная способность, в данный момент мы работаем довольно интенсивно.

Но если вспомнить про изначальные цели и задачи, то, конечно, надо бы работать по принципу «чем больше, тем лучше», потому что, чем больше людей перейдут на здоровый образ жизни, тем внимательнее они будут контролировать состояние здоровья и меньше болеть в перспективе, а значит и средств на дорогостоящее высокотехнологичное лечение нужно будет тратить значительно — на многие миллионы рублей — меньше. То есть напрашивается вывод: чтобы повысить эффективность профилактической работы, денег в развитие центров здоровья нужно вкладывать больше. Тогда они смогут повысить свою пропускную способность на благо своего прикрепленного населения. Можно бы придумать и бонусы для персонала: чем больше пациентов, тем выше премия. Поставить заработную плату в зависимость от количества обследованных пациентов. Тогда, как мне кажется, агитация и пропаганда, без которой, как мы убедились, даже в развитом демократическом обществе, как у нас сейчас, не обойтись, получит должное развитие.

Людмила Руденко на этой спокойной должности всего полгода, до этого работала в управлении Росздравнадзора по Брянской области. То есть общая картина состояния областного здравоохранения ей хорошо известна. И во второй городской больнице она не новичок — работала здесь раньше, знает, образно говоря, и каждого пациента, и каждый дом, и все планы и задачи. Особых революционных действий, как она говорит, не потребовалось, потому что все в центре здоровья организовано на достойном уровне. Персонал с высокой ответственностью подходит к выполнению своих задач, все что положено, здесь делается. Механизм отлажен и успешно функционирует не первый год. И сегодня уже можно делать некоторые промежуточные выводы и ответить на главный вопрос: а приносит ли центр здоровья пользу здравоохранению и жителям областного центра?

Медицинская сестра центра здоровья Ольга КарнауховаЗнаю, что хороших показателей в Володарке удаётся добиваться благодаря хорошему контакту с руководителями предприятий района. Если сам директор понимает важность профилактики (меньше будут болеть — меньше потери в производстве и расходы на бюллетени), то и коллективу, хочешь не хочешь, а придётся всё понимать правильно: сказано пройти обследование, надо как минимум прислушаться к ценному указанию. Но, оказывается, никакого приказного характера походы в центр здоровья не носят. Такой разнарядки, как «сегодня первый цех, завтра второй…», отнюдь нет. Всё добровольно. Наоборот, приходится отпрашиваться у начальства и оно не препятствует, а приветствует.

— Надо сделать так, чтобы все в городе знали, что у нас есть во второй больнице центр здоровья, в котором можно пройти все обследования бесплатно, — говорит Людмила Руденко. — Жители даже областного центра не владеют такой информацией. Такого, чтобы в приказном порядке людей заставляли приходить к нам, нет. Просто на многих предприятиях нашего района их руководители сумели людям ненавязчиво и грамотно объяснить, что эти три слова «здоровый образ жизни» — не пустой звук. И главное, не забыли произнести еще одно магическое заклинание — «бесплатно». Пройти бесплатно комплексное обследование на современной аппаратуре уговаривать никого не нужно. Первый вопрос, который нам задают впервые пришедшие в центр здоровья люди, это: «А у вас правда всё бесплатно?» А когда уходят, обязательно спрашивают: «А можно я приведу свою подругу?»

Не можно, а нужно.

Кроме предприятий еще и школы активно сотрудничают с центом здоровья. Делается здесь всё быстро и без очередей. Это многих поначалу удивляет: бесплатно, на хорошей аппаратуре и еще без очереди. Приходят домой, рассказывают родственникам или соседям — те не верят: «Рассказывай сказки — бесплатно…» Но идут, чтобы убедиться, так ли это на самом деле. А потом приводят с собой других соседей или знакомых. Такой своеобразный снежный ком получается. Он бы мог расти значительно быстрее, если бы такую информацию доводили до своих пациентов врачи медицинских учреждений области: просто бы рекомендовали регулярно заглядывать в центр здоровья второй городской больницы. Добираться до него удобно из всех районов. И времени обследование занимает всего-то полчаса. Вполне можно себе позволить любому заинтересованному в укреплении здоровья нормальному человеку.

Что радует: среди пациентов все больше молодежи и людей трудоспособного возраста. С пенсионерами понятно — у них наступает время возрастного «техосмотра», не может же вечно всё функционировать бесперебойно, кое-что, возможно, пора «подкрутить», пока не поздно. Но сегодня и старшие школьники, например, очень охотно проходят обследования в центре здоровья. Они хотят быть здоровыми, им нравится соблюдать правила здорового образа жизни, чтобы выглядеть современными и активными. Иначе ничего серьезного не добьешься. Ни отличного диплома, ни престижной работы не получишь. Работающие граждане тоже научились следить за здоровьем. Будешь болеть, можешь и потерять работу. Каникулы — время особого наплыва молодежи. И зимние и летние. Сказать, что здоровый образ жизни прочно входит в моду, пока нельзя, но все больше молодых людей понимают, что нужно не только следить за здоровьем, но и поддерживать его на нормальном уровне — то есть беречь. Уровень культуры медленно, но верно повышается.

— Раньше курильщики шли через одного, — говорит медицинская сестра центра здоровья Ольга Карнаухова. — Сейчас их практически нет. Спрашиваешь у молодого парня, курит ли он? Отвечает, что нет. Поверяешь на смокилайзере — действительно, не курит. Насыщение крови кислородом в норме. Прибор ведь не обманешь.

Наконец-то, табачные монополии, которые десятилетиями насыщали наш рынок своей ядовитой продукцией и извлекали за счет приученного к табаку населения сверхприбыли, начнут терпеть убытки. Новое поколение уже не клюет на приманку, и это само по себе большое достижение. Конечно, те, кому трудно бросить, не очень рады ограничениям, введенным антитабачным законом, но это поначалу. Потом будут радоваться, что его ввели и помогли таким образом сделать очередное усилие. Среди них все больше тех, кому удается избавиться от зависимости. Как раз таких людей очень ждут в центре здоровья, потому что могут подсказать, помочь, посоветовать и профессионально проконтролировать.

Не только население Брянска нашло дорогу в центр здоровья городской больницы № 2. Многие приезжают из районов области, из других районов города. Даже из других областей бывают посетители. Главное, чтобы был у человека медицинский полис. Эта тенденция должна только нарастать. Захотелось человеку проверить состояние своего здоровья, куда ему еще обращаться, как не в центр здоровья? Только, еще раз повторю, нужно все сделать, чтобы люди знали, что такие центры есть и активно работают.

Никакой записи на прием и длительного высиживания в очередях не потребуется. Медицинская сестра центра здоровья находит фамилию пациента в базе данных — если он уже не в первый раз обращается сюда, или, если он пришел впервые, вносит его данные в эту базу. Заводится электронная карта, пациент отвечает на ряд дежурных вопросов, что необходимо для заполнения анкеты, и сразу же, «здесь и сейчас», проходит обследования. После этого специально для него карта с показателями — с результатами обследования — распечатывается на принтере.

Потом эту электронную карту можно открыть, когда это будет необходимо: например, когда человек пришел на обследование через год, что, кстати, требуется для нормального контроля за состоянием здоровья. Есть, правда, люди, которые приходят и ежемесячно, но смысла в этом нет.

— Есть такие, кто пришел и ушел, даже не посмотрел результаты исследований, — говорит Ольга Карнаухова. — А есть такие — и среди молодежи таких больше — которые трепетно относятся к результатам, внимательно интересуются: «Как там у меня?» Девушка курит, но думает, что это не так опасно, как об этом пишут — всё, мол, это страшилки. А когда ей на смокилайзере все покажешь, задумчивой становится — и это уже хорошо. Может быть, эта контрольная проверка и станет для неё — будущей матери — отправной точкой в переходе на здоровый образ жизни.

Если у больного высокий уровень холестерина или глюкозы, но он пока не нуждается в экстренной помощи, ему дают рекомендации, а когда он через два месяца приходит снова на контрольное обследование, ему нужно будет повторить только те анализы, которые необходимы. Если ничего не меняется в лучшую сторону, рекомендуют обратиться к участковому врачу, чтобы решить вопрос о медикаментозном лечении.

Чем отличается обследование в центре здоровья от прохождения плановой диспансеризации — там ведь тоже стараются не упустить заболевание?

— Центр здоровья предназначен для скрининга состояния здоровья, — объясняет Людмила Руденко. — Мы не выявляем патологию как таковую. Мы выявляем те функциональные изменения, которые в дальнейшем могут привести к развитию той или иной патологии. Больше обращаем внимание на органы дыхания и органы системы кровообращения. Мы фиксируем повышение уровня холестерина как одного из факторов риска и повышение уровня сахара в крови. Но кроме того у нас есть еще стоматологический кабинет. Нуждается ли человек в санировании полости рта? Есть ли изменения, которые могут свидетельствовать о каком-то серьезном заболевании внутренних органов? Людей, напомню еще раз, привлекает, что ответы на эти вопросы они получают быстро, без очереди и бесплатно. Ведет приём и наш офтальмолог. Очень много глазных заболеваний: телевизор, компьютер — глаза не выдерживают нагрузок. Врач проверяет внутриглазное давление. Если выявляется какая-то патология и экстренная помощь не требуется, то больной приходит на прием в назначенное время и опять же попадает к врачу без очереди. Если же обнаружено высокое внутриглазное давление, то пациентом занимаются тут же в срочном — экстренном — порядке.

Как удалось добиться того, что пациенты поликлиники и пациенты центра здоровья не пересекаются у двери кабинета врача, как им обеспечивается свободный проход в кабинет без конфликта? Оказывается, все очень просто — пациент центра здоровья приходит в свое время. Врач и медицинская сестра закреплены за центром здоровья. Но принимают пациентов в кабинете офтальмолога поликлиники, там установлено современное оборудование, поставленное по национальному проекту «Здоровье».

Есть в центре кардиовизор, который может обнаружить электрическую нестабильность миокарда. Патологии у человек пока нет, но при определенных условиях она может развиться. Может быть, достаточно будет позитивного настроя, снижения тяжелых физических или эмоциональных нагрузок, которые испытывает данный пациент. Не всегда нужно сразу хвататься за таблетки. Можно просто попробовать изменить свой образ жизни. Специалисты центра здоровья подскажут, как это сделать.

Есть, кстати, в районе и детский центр здоровья — дети под отдельным присмотром. Его открыли пару лет назад на базе детской поликлиники №2.

Так приносят ли пользу центры здоровья? На примере городской больницы № 2 можно сделать вывод, что приносят. Вот и отзывы соответствующие есть в специальной книге:

«Прошла диагностику в центре здоровья, очень довольна — это прекрасная идея! Это «палочка-выручалочка» для тех, кто не может сидеть в очередях в поликлиниках. В центре помогают обратить внимание на только еще намечающиеся изменения в организме и провести необходимую коррекцию. Очень нравится, что все здесь делают быстро и грамотно»

«Проходила обследование в центре и выяснила, что у меня высокие показатели по сахару. Направили к эндокринологу. Сейчас я сижу на диете, которую мне посоветовали здесь же, в центре. Очень благодарна за доброе и внимательное отношение. Хорошо, что есть такой центр здоровья».

Но в конечном итоге всё зависит от самих пациентов. От того, выберут они здоровый образ жизни или нет. Должны активнее, как считает Людмила Руденко, освещать эту тему средства массовой информации. Но еще, на мой взгляд, всегда важен и личный пример. Вот показали, как президент страны каждый день (вернее, уже ночью) проплывает полтора километра в бассейне после напряженного трудового ритма — тысяч несколько граждан, можно не сомневаться, последовали его примеру. Не в бассейне, а на озере или в чистой реке барахтаются, но главное — регулярно. Если на местную почву приземлиться, то можно отметить, что главный врач второй городской больницы Александр Хлиманков — мастер велосипедного спорта, не забывает регулярно напрягать организм многокилометровыми «турами». А зимой играет в хоккей — каждые выходные.

— Как у вас? — спрашиваю у заведующей центром здоровья. — Зарядку по утрам не лень делать?

— Много хожу пешком. — Признается Людмила Ивановна. — Стараюсь всегда с работы идти домой длинной дорогой…

Вот вам и подсказка. Лучшего способа укрепления сердечно-сосудистой системы еще не придумано (секс на втором месте). Сегодня же главный дефицит — время. Его всегда не хватает даже на то, чтобы «всё успеть». А как выкроить часик-другой на поход в спортзал? Да ходите себе пешком по незагазованным улицам на здоровье. Сейчас даже такая мода пошла при поголовной автомобилизации: оставляют машину километра за два до работы (или до пункта назначения), чтобы не мучиться в пробках, и дальше пешком. Длиннее дорога — длиннее жизнь…

Владимир Волков


Комментарии

---