Как всё начиналось

3 сентября 2013

20 сентября Брянский клинико-диагностический центр отметит 20 лет со дня своего открытия. Первым его главным врачом был назначен Анатолий Петрович Прасолов, опытнейший организатор здравоохранения, возглавлявший до этого областную медицину. Предлагаем вашему вниманию его воспоминания о первых годах становления нового медицинского учреждения.

Вы нам — мрамор, мы вам — цемент…

А. П. ПрасоловРаспоряжение министра и приказ Минздрава появились в 1988 году. До 1995 года в соответствии с этими документами предполагалось создать в стране 76 диагностических центров. Всего два года прошло после Чернобыльской катастрофы, которая в значительной мере затронула Брянскую область. В это время появились и первые признаки неблагополучия со щитовидной железой у людей, проживавших в зоне бедствия.

Нужно сказать, что в то время никакой базы в регионе для создания диагностического центра не было. И только здравый смысл, понимание глубины случившегося в Чернобыле, опыт Анатолия Фомича Войстроченко, Ивана Яковлевича Поручикова, тогдашних партийных и советских руководителей, помогли определиться с пустовавшей более десяти лет восьмиэтажной коробкой здания для центра научно-технической информации. Она оперативно была передана на баланс облздравотдела.

Вмешательство Войстроченко ускорило изготовление проектной документации для перепланировки здания под медицинские требования. Главный рентгенолог области Олег Павлович Меняйло подготовил задание на размещение здесь уникального на то время и крайне необходимого магнитно-резонансного томографа, первого на Брянщине.

Встал вопрос и об отделочных материалах для потолков и полов. У нас в области их не было. Председатель облисполкома Иван Яковлевич Поручиков, принимавший особенно деятельное участие в наших делах, посоветовал мне «прозондировать» возможность поставок мрамора с комбината в карельской Кондопоге. И вот без каких-либо полномочий я прибыл к директору горно-рудного карьера. Говорю, что нужен мрамор для диагностического центра в Брянске. Расчет по бартеру. Вы нам мрамор, мы вам кирпич, цемент. Время было такое — очень сложное, но предложение наше приняли, а дальше в дело включился облисполком.

Вместе с председателем Советского райисполкома Светланой Антоновной Сорокиной мы нашли поставщика алюминиевого профиля для подвесных потолков — Воронежский авиационный завод. В общем, худо-бедно здание наши строители начали приводить в порядок. И уже 25 января 1993 года был подписан акт о сдаче его в эксплуатацию. Тогда сразу же встал другой, еще более важный вопрос — кадры.

Нужны кадры не простые…

Кто из опытных медиков согласится на работу со многими неизвестными? Вместе с руководителем отдела кадров облздравотдела А. В. Кузюковой, при поддержке заведующего Н. Д. Якубовича из числа интернов мы стали подбирать специалистов необходимого профиля. Нам помогали руководители областной больницы № 1 (И. И. Бабаков), городской больницы и поликлиники № 4 (И. С. Свиряев), горбольницы № 1 (А. С. Токарев).

Появилась возможность отправить принятых в штат молодых врачей на стажировку и специализацию в зарубежные клиники. Так С. С. Лобарев постигал тонкости самой современной на то время лабораторной диагностики в Великобритании, новые для Брянщины методики работы на МРТ осваивал в Германии и Швейцарии В. А. Прасолов. Опытом своих зарубежных коллег в США, Германии, Японии воспользовались выезжавшие туда В. В. Дорохов, Г. Е. Боровиков, Г. А. Романова, Р. Э. Пилюкова, Н. Б. Ривкинд.

С момента создания Ассоциации диагностических центров РФ мы сразу вступили в нее и активно использовали опыт коллег в период становления нашего учреждения.

В это время перед нами стояла проблема организации в центре уникальных для Брянской области отделений. Кстати, и по сей день многие из них — единственные в регионе, куда обращаются пациенты даже из соседних областей. Это отделение радионуклидной диагностики, которое возглавила Г. Е. Балева. Из областной больницы № 1 к нам перешла А. И. Смирнова, организовавшая медико-генетическую консультацию, отделением дозиметрических и цитогенетических исследований был приглашен руководить опытный специалист Н. Б. Ривкинд. Отделение радиационной медицины возглавил ныне доктор медицинских наук, профессор В. Н. Дорощенко. А заместителем главного врача стал кандидат медицинских наук В. В. Дорохов.

Прошло уже двадцать лет, но многие из моих молодых коллег, развивавшие наш диагностический центр, работают здесь и сегодня. Впрочем, хочется назвать также других сотрудников, внесших огромный вклад в становление учреждения. Это Г. Е. Боровиков, П. М. Севостьянов, И. Е. Шрамова, С. Н. Баранова, А. С. Пиляев, В. Н. Первушов, В. Ф. Чекулаева, В. Г. Смирнов, Е. А. Кузьмина, Н. П. Прасолова, Ю.И. Мигур, П. Ф. Вехтев, П. И. Филонов, В. Д. Соловов, П. В. Лелюк, С. С.  Лобарев, Л. И. Лужецкая, Т. В. Швецова, П.В. Скребец, Е. Г. Донская, А. И. Плотко, Г. В. Скворцова, О. В. Житкова, В. Ф. Чувина, Г. А. Романова, Н. К. Капустина, В. Г. Филонова, В. П. Шейкин, А. И. Селезнев, Л. И. Старшова, А. А. Коломоец, С. В. Раджабова, А. В. Кулешов, О. И. Кузнецов, М. Т. Коноплев и другие.

Официальное торжественное открытие…

Брянский клинико-диагностический центрБыстро пролетел год, когда формировался коллектив, поступало и осваивалось новое оборудование, в центр пришли первые пациенты. И вот 26 апреля 1994 года, в восьмую годовщину Чернобыльской катастрофы, состоялось торжественное открытие нашего учреждения. В числе гостей были представители Минздрава России, администрации области, управления здравоохранения, главные врачи лечебных учреждений, коллеги, представляющие диагностические центры Москвы, Тулы, Новосибирска, институты — НИИРГ, НИИ радиологии МЗ РФ, радиологического института Обнинска.

На следующий день, 27 апреля, прошла научно-практическая конференция, где обсуждались перспективы развития диагностических центров в России, а также физические аспекты ЯМР-томографии в медицине, применение томографии в медицинской практике. И здесь с огромным интересом мы слушали наших добрых друзей, представителей немецкой фирмы «Брукер-спектроскан» Уве и Еву Айхофф.

В ходе мероприятий, посвященных открытию центра, отчетливо прозвучали мысли о том, что новое учреждение должно сосредоточиться, прежде всего, на чернобыльской тематике. Население Брянщины, подвергшееся радиационному облучению, нуждалось и в непосредственной медицинской помощи, и в прогнозе на перспективу. Тем более, что союзный радиационный центр находился в Киеве, и с распадом СССР с ним обозначились сложности во взаимодействии. Так что центр был необходим области и это, естественно, логически требовало возложения на него решения вопросов систематического медицинского наблюдения за состоянием здоровья населения, проживающего в радиационно-загрязненных районах. Эти выводы были поддержаны министром здравоохранения РФ Т. Б. Дмитриевой и администрацией области.

В связи с ответственной функцией, как сейчас говорят, минимизации медицинских последствий Чернобыля остро встал вопрос дальнейшего оснащения центра диагностической аппаратурой. Тем более, что к 1993 году практически была свернута программа федерального финансирования комплектования диагностических центров. И вот нам в течение двух — трёх лет после начала работы пришлось решать эту проблему. Помощь оказали МЧС и Минздрав, наши многочисленные спонсоры — руководители «Брянскоблгаза», «Втормета», «Брянскмебели», «Брянскстройматериалов», «Брянскэнерго», управления лесами, «Брянскстроя», «Брянскмелиорации», «Снабсбыта», предприятий БМЗ, стальзавода и других.

Вскоре мы организовали систематическое наблюдение за жителями юго-западных районов. А их было более четырёхсот тысяч человек, в том числе сто тысяч детей. Этим у нас в центре занимались В. В. Дорохов, В. Н. Дорощенко, Г. А. Романова. Активное участие в работе принимали специалисты НИИ Москвы, Ленинграда, Обнинска, Фонда Сасакава (Япония), международного Красного креста. Было сформировано подразделение, занимавшееся учетом, диагностикой и поддерживающим лечением ликвидаторов, которых насчитывалось тогда более 2000 человек. Эту работу организовала А. В. Довгань.

Специалисты центра занимались реализацией всех медицинских программ на территории области. В результате в 1995 году был сформирован банк данных о состоянии здоровья 195 тысяч жителей загрязненных территорий. Продолжалось взаимодействие с научными центрами США, ФРГ, Японии, Израиля. В 1996 — 1997 годах мы занимались реализацией программы Минздрава «Предупреждение и лечение заболеваний щитовидной железы населения Брянской области». Комиссии ООН в ноябре 1996 года, феврале и мае 1997 года высоко оценили нашу работу. Министр здравоохранения России Т. Б. Дмитриева отметила это в приказе № 336 от 14.11.1997 года.

Кстати, вторая половина 1997 года для коллектива стала проверкой на моральную и профессиональную стойкость. В области поднимался вопрос о реорганизации центра. Сотрудники, население пострадавших районов, главные врачи ЛПУ области, депутаты областной Думы, руководители диагностических центров России были против предполагавшейся реорганизации. Свое мнение выразило и Министерство здравоохранения.

Время доказало правоту защитников центра. Мы благодарны за поддержку в тот период главам администраций Новозыбковского, Красногорского, Клинцовского, Злынковского, Гордеевского районов, главным врачам этих территорий. Ведь мы оказывали им ощутимую помощь в вопросах диагностики и лечения брянских чернобыльцев.

Анатолий Прасолов,
заслуженный врач России,
первый главный врач
Брянского клинико-диагностического центра


Комментарии

---