Лишь бы дедушка не плакал…

3 марта 2012

В клинико-диагностическом центре прошла областная конференция главных медицинских сестер. Главная тема: «Этико-деонтологические принципы в профессиональной деятельности средних медицинских работников».

Директор департамента здравоохранения Владимир Дорощенко доложил о ходе реализации программы модернизации здравоохранения области, но для начала объяснил, почему ему хорошо знакомы проблемы среднего звена. Еще в студенченские годы, на пятом — шестом курсах, он работал на скорой помощи фельдшером выездной бригады, в тяжелые, кстати, времена — по шестнадцать часов приходилось дежурить, с четырех дня до восьми утра, пятнадцать — шестнадцать вызовов за ночь, а еще учеба, семья, ребенок, то есть «школу мужества» он успешно прошел, и этот опыт сегодня очень пригождается. Когда проводятся какие-то мероприятия по оценке качества труда средних медицинских работников, ему не требуются дополнительные объяснения — он знает, что эта работа так же важна, значима и ответственна, как и врачебная деятельность.

Директор департамента обозначил перспективы развития системы здравоохранения области, повышения заработной платы и, разумеется не обошел стороной и проблемы этики и деонтологии. Но предварительно сделал небольшую преамбулу. Никто как бы и не заметил происшествия, но оно имело место быть: конференция началась на пятнадцать минут позже, а с таких «мелочей», как заметил Владимир Дорощенко, и начинается деонтология.

Система здравоохранения области развивается динамично по ряду направлений. Финансирование растет. В 2005 году наша областная система здравоохранения получила три миллиарда пятьсот миллионов рублей. В 2011 году эта цифра подросла уже до девяти миллиардов семисот миллионов рублей. А в этом году будет десять миллиардов.

А сколько, вообще-то, нужно денег, чтобы полностью модернизировать нашу систему здравоохранения? Оказывается, на все про все потребуется двадцать три миллиарда рублей. Эти деньги нужны, чтобы построить двадцать новых объектов — они сейчас уже в стадии капитального строительства; чтобы отремонтировать все лечебно-профилактические учреждения; приобрести современное медицинское оборудование и обучить персонал. В рамках модернизации системы здравоохранения эти средства начали поступать в 2011 году. Они идут по нескольким направлениям: первое — на укрепление материально-технической базы ЛПУ. Сумма на два года определена в два миллиарда одиннадцать миллионов рублей. Сначала их планировали направить на строительство нескольких объектов системы здравоохранения: клинцовский роддом, детский онкогематологический центр и несколько других подразделений, но после того как губернатор встретился с премьер-министром Владимиром Путиным, прислушались к совету председателя правительства и направили эти деньги в первичное звено: на проведение капитальных ремонтов в поликлиниках, врачебных амбулаториях, роддомах, детских отделениях и детских поликлиниках. Это было правильное решение. Видно, как уже изменились лечебно-профилактические учреждения Брянска. А после капитальных ремонтов закупается современное медицинское оборудование и современная офисная медицинская мебель. Сейчас выделяются на это средства и из областного бюджета, хотя они и не были запланированы.

Следующий этап: развитие сельского здравоохранения. Чтобы капитально отремонтировать ФАПы, участковые больницы, больницы сестринского ухода, офисы врачей общей практики, закупить мебель и оборудование, потребуется шестьсот миллионов рублей. Средства в течение нескольких лет будут изысканы в областном бюджете. Конечно, параллельно будут ремонтироваться и стационары — в первую очередь те, где ремонт «давно назрел».

Какие стройки первоочередные? Роддом в Клинцах — строится он уже двадцать лет, но нормальные финансовые средства выделяются только в последние три года. В этом году он будет сдан к 17 сентября. Это будет очень мощный и крупный объект, который даже можно назвать областным перинатальным центром. Брасовская ЦРБ — хирургический корпус будет введен в строй в следующем году. Суражская ЦРБ — хирургический корпус будет введен в 2014 году, подразделение Почепской ЦРБ, детский областной онкогематологический центр детской областной больницы — заработает в следующем году, блок лучевой терапии онкологического диспансера — завершается монтаж оборудования, первых пациентов уже примет этой весной. Там будут внедрены технологии двадцать первого века: закуплено два ускорителя, которые позволят диагностировать и лечить без скальпеля — это самые современные технологии, которые помогут излечить большое количество пациентов. Женская консультация в Бежице. Она будет сдана в строй уже в июле этого года. Санаторий «Мать и дитя» в Домашове — будет сдан в сентябре. Идет реконструкция амбулаторного блока психиатрической больницы, в санатории «Деснянские зори» идет строительство водо-грязелечебницы. Это только наиболее заметные объекты, строительство их (за исключением Клинцовского роддома) ведется за счет средств областного бюджета. Всего на то, чтобы завершить их строительство, требуется два миллиарда двести миллионов рублей.

В рамках национального проекта «Здоровье» были введены доплаты только участковым терапевтам — врачам и медсестрам. А остальные специалисты оказались вне системы доплат. Неоднократные обращения в Минздравсоцразвития привели-таки к тому, что этот раздел появился в плане модернизации и сейчас доплаты в амбулаторном звене должны получать все медицинские работники в зависимости от качества и объема выполняемой работы. С этого года эти доплаты увеличиваются в два раза. Не было выплат акушерам-гинекологам и акушеркам женских консультаций, с этого года они должны начаться. Если кто-то не получает этих выплат, можно смело обращаться в департамент — там разберутся.

С нового года вся стационарная помощь у нас стала специализированной, нет теперь первичной медико-санитарной помощи, а есть просто специализированная. Все лечебно-профилактические учреждения, которые могут выполнять стандарты специализированной помощи, имеют право работать в этой системе и получать дополнительные денежные средства. Один койко-день в среднем по области по КСГ стоит семьсот сорок рублей. Если выполнять стандарты, то стоимость составит уже тысячу пятьсот сорок рублей. Куда должны идти эти дополнительные финансы? Во-первых, на повышение заработной платы, лекарственное обеспечение и питание в стационарах. Единственная в этом плане проблема — участковые больницы. Они не могут выполнять стандарты. Там часто всего один доктор, а в некоторых доктора вообще нет. Каков выход? Некоторые предлагают простое решение — закрыть все участковые больницы, а оставить только офисы врачей общей практики и врачебные амбулатории. Но это, как считает директор департамента, неправильный путь. Надо подходить к решению этого вопроса обдуманно.

Многие боятся открывать больницы сестринского ухода. Но они нужны. В сельской местности проживает большой процент пожилого населения. Эти люди нуждаются в лечение своих хронических заболеваний и в поддержке. Их можно наблюдать и лечить в больницах сестринского ухода. Доктор может приезжать несколько раз в неделю, корректировать лечение, а уход за больными могут осуществлять медсестры. Конечно, нужно подумать и хорошо взвесить, где такие больницы открывать и будут ли они востребованы? Кстати, финансирование этих больниц осуществляется за счет областного бюджета.

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи у нас идет хорошими темпами, хотя еще три — четыре года назад даже не говорилось о том, что на Брянщине можно развивать такую помощь. Целый ряд ЛПУ имеют лицензии на оказание такой помощи. Идет финансирование из федерального бюджета на выполнение различных оперативных вмешательств, которые относятся к высоким технологиям. Например, выхаживание детей с экстремально низкой массой. Уже есть рекорд — удалось выходить гражданина весом всего в 670 граммов. Успешно осуществляется замена тазобедренных суставов, коленных суставов, факоэмульсификация, проводятся лапароскопические операции.

Много у медиков бумажной работы. Это отнимает уйму времени, которое можно было бы использовать на более эффективную работу с пациентами. Перспектива здесь одна — полностью избавиться от бумажной рутины. То количество бумаги, которое сегодня перелопачивается, это горы макулатуры. Справки, отчеты, журналы… — это пережиток прошлого. Но он очень живуч. Что было четверть века назад, то есть и сейчас, ничего не изменилось. Только активная информатизация, которая началась еще в прошлом году, позволит избавиться от лишнего бумаготворчества. На всех приемах врачей будут работать компьютеры, но, разумеется, все без исключения медицинские сестры и врачи должны быть обязательно обучены компьютерной грамотности. Они будут работать с электронными историями болезней своих пациентов. У каждого пациента будет своя банковская карточка, с которой он сможет прийти в любое лечебное учреждение, назвать свой пин-код, и в его амбулаторную карту внесут информацию о состоянии здоровья. С этой карточкой можно будет лечиться везде — и на Дальнем Востоке. Человек, если он застрахован, может получать медицинскую помощь в любом лечебно-профилактическом учреждении страны. Ограничений в доступности медицинской помощи не должно быть.

Казалось бы, сегодня все с компьютером «на ты», но на самом деле это пока далеко не так. Грамотенки даже у некоторых врачей маловато. Директор департамента иногда тестирует врачей, просит их просто включить компьютер, и они не могут! Это не один или два таких безграмотных, это тридцать процентов. А как же таким специалистам работать на форуме, как общаться с коллегами? Без этого сегодня никак обойтись нельзя. Сейчас все больше внимания уделяется и системе электронного документооборота. Чтобы овладеть компьютерной грамотой, времени много не требуется, нужно только не лениться ежедневно «тренироваться». Даже если не хочется, делать это придется, потому что до первого июня будет проведено тестирование главных и старших медицинских сестер, главных врачей и заместителей главных врачей.

В 2005 году средняя заработная плата у средних медработников была три тысячи пятьсот рублей. В прошлом году — десять тысяч четыреста. В этом году средняя зарплата среднего персонала составит 13500, в следующем году — выше 17 тысяч рублей, то есть она теперь должна быть всегда выше, чем в среднем по области, такое указание дал губернатор Николай Денин. Средства есть. Но Владимир Дорощенко обратился к участникам конференции с просьбой более активно принимать участие в распределении этих средств в своих учреждениях. Есть отраслевая система оплаты труда, но часто приходится сталкиваться с тем, что люди не знают, что это за система и как она работает. Если отделение хорошо работает, если нет жалоб и замечаний, то денежные средства должны идти в такие отделения в большем размере. Заработная плата должна увеличиваться у всех сотрудников.

Вышло постановление администрации области, подписанное губернатором, согласно которому минимальная заработная плата в лечебно-профилактическом учреждении не должна составлять менее семи тысяч рублей. Но не должно произойти «выравнивания» зарплат уборщиц, санитарок и медицинских сестер. «Если будут такие попытки, пишите, и мы будем разбираться по каждому отдельному случаю» — пообещал директор департамента. А он свои обещания выполняет, так что пишите письма, адрес сайта департамента — прежний.

Есть тут один интеесный нюанс под кодовым названием «разрыв». Имеется в виду разрыв между минимальной и максимальной зарплатой в учреждении. Он не должен быть выше, чем один к семи. Если в ЛПУ минимальная зарплата составляет семь тысяч, то у главного врача (или у того, кто получает больше всех) она не должна превышать сорок девять тысяч. Если минималка — десять, то максималка — не выше семидесяти. Не должно быть, как это сегодня кое-где у нас порой имеет место быть, соотношения один к пятнадцати. Хотите повысить себе, повысьте сначала среднему персоналу. Как повысить зарплату санитарке? Пример: в одной поликлинике три маломощных восьмидесятилетних бабули-санитарки убирают по три кабинета каждая. Почему бы не привлечь вместо них одну нормальную трудоспособную женщину, которая за пятнадцать тысяч будет легко убирать десять кабинетов. И качество работы будет выше, и заработная плата — достойная. В том числе и у главного врача. Есть все механизмы по бюджетированию. Они должны эффективно работать.

На сайте департамента появилась интересная страничка, касающаяся оценки работы ЛПУ. Там публикуются рейтинги учреждений. Сами пациенты, просто жители области дают эту оценку. И вот на сегодня цифры таковы: сорок три процента удовлетворены качеством оказываемой медицинской помощи; сорок один процент — не удовлетворены. Остальные не определились. В некоторых учреждениях показатель удовлетворенности достигает шестидесяти процентов, а в некоторых он не поднимается выше десяти процентов. Для главных врачей хорошая пища для размышлений. Половина опрошенных респондентов называют причинами неудовлетворенности хамство, грубость, индифферентное отношение к пациентам.

С этими деонтологическими проблемами во многих наших лечебно-профилактических учреждениях как бы смирились и перестали остро на них реагировать. И очень даже зря. По отношению к себе медицинского персонала пациенты и оценивают процентов на девяносто всю систему здравоохранения. Когда только десять процентов людей довольны уровнем медицинского обслуживания, это говорит о том, что с персоналом в этом учреждении никто не работает. Для ориентира можно взять Англию — там восемьдесят процентов населения оценивают качество медицинской помощи положительно. Для этого совсем не нужно уметь разговаривать по-английски, нужно хотя бы научиться разговаривать вежливо.

Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью департамента здравоохранения Брянской области, вице-президент АСПБ

Лариса Третьякова в своем выступлении на конференции отметила, что столько внимания, как сегодня, среднему медицинскому персоналу не уделялось никогда. И ремонты, и обеспечение, и оборудование — это все дает возможность пациенту лечиться в совершенно новых условиях, но это дает возможность и медикам работать в таких, современных, комфортных условиях. Одна из главных задач — поднять на должный уровень авторитет медицинской сестры, для этого надо на нормальный, достойный, уровень поднять и заработную плату. Тем не менее, какой бы не была зарплата, каким бы не был уровень комфорта — это не повод свое плохое настроение передавать пациенту. Комфорт-то повысится, а память о грубом обращении останется навсегда. Можно быть высоким профессионалом своего дела, но без милосердия и гуманности, сказала Лариса Третьякова, не будет и благоприятной обстановки для выздоровления больных.

Президент Ассоциации сестринского персонала Брянщины Любовь Занина отметила, что просто говорить об этике — мало, её нужно понимать, иметь представление о ней, знать, как работать с пациентами. Нормы этики должны быть реализованы на всех уровнях управления здравоохранением, в том числе при распределении ресурсов. Любая программа в медицинской отрасли имеет значимый этический контекст. Неадекватная оплата труда, нехватка материальных ресурсов, не всегда качественная подготовка персонала, отсутствие гарантий профессиональной безопасности, высокая нагрузка — все это так или иначе связано с этическими проблемами, за которыми по цепочке тянутся и невнимание к нуждам пациентов, и равнодушие, и грубость.

Бывают и из ряда вон выходящие ситуации, об одной из которых рассказала Любовь Васильевна. Медицинская сестра заходит в палату, где лежит престарелый пациент. Дедушка сидит и плачет. Что случилось? «Деточка, вот котлетки сегодня вкусные… Одной маловато… Я попросил: «Не дадите ли еще одну…» А мне в грубой форме сказали, что не положено. «Видишь, старый, какие у нас тут проблемы — ремонт идет, средств не хватает…» Ну, и ладно: не положено, значит не положено, дед еще старой закалки, дисциплину строгую знает, еще и при Сталине работал. Да вот же дернуло его заглянуть в сестринскую, а там у каждой скромной сестренки по пять котлеток на тарелочке…

Разве нельзя было разрулить эту ситуацию таким образом, чтобы дедушке этому не было причин плакать? Ну, осталось бы в этот раз у «скромных» девушек по четыре халявных котлетки на душу, так только бы талия от этого выиграла. А в следующий раз бог бы все равно послал «сиротинкам» чего-нибудь для обжорства. Да станцевали бы лучше даже (только не на столе), лишь бы дедушки не плакали. Успокойте людей, которым плохо, добрым словом, если они в нем нуждаются. Вам же сторицей вернется: от благодарностей дольше жить будете, не болея, а от грубости и жадности — вряд ли…

Заведующая отделом взаимодействий с медицинскими учреждениями Брянской епархии Татьяна Волкова рассказала вкратце о четырех моделях медицинской этики. Первая модель — модель Гиппократа. Не навреди! Вторая построена на принципе Парацельса — делай добро! Он важнейшим лекарством считал любовь. Третья — деонтологическая — исполняй долг! Есть четкие правила, которые все медицинские работники должны исполнять. Если не исполняют — дисквалификация и отстранение. Четвертая основана на уважении к правам и достоинствам человека. Это биоэтика. Она появилась в условиях бурного развития медицинских технологий, рыночных отношений в медицине и условиях упадка христианской морали. Главная задача, с точки зрения биоэтики, защитить права пациента. Проблема в противоречии между правами разных людей. Конфликт между принципами уважения прав и достоинств человека и разными правами. Например, право женщины на аборт вступает в конфликт с правом ребенка на рождение. Или конфликт между правом верующего врача не делать аборт по своим религиозным убеждениям — с правом женщины на аборт. Особенно остро стоит этот конфликт в малых населенных пунктах, где всего один врач-гинеколог на все население.

В основе православной этики лежит глубокая вера в объективность божественного начала в нашей жизни, в то, что жизнь — это бесценный дар божий, что это не временное индивидуальное состояние, а явление вечное.

Как отметила Лариса Третьякова, «конференция прошла плодотворно и всем нам напомнила, что нашей профессии присуще такое качество, как милосердие».

В течение года выбирали в среднем звене лучшую из лучших. И сделать это оказалось совсем не просто. Поэтому лучшими признали сразу многих и вручили им грамоты департамента здравоохранения.

А заключительный аккорд прозвучал особенно мажорно: с неподдельным интересом зал следил за показом коллекции модной медицинской одежды. Посмотреть было на что. И не только посмотреть, а и приобрести то, что понравилось. Это ведь тоже важно — выглядеть красиво. Когда в палату входит опрятная сестричка во всем модном, да еще и с улыбкой — это уже само по себе настраивает на ускоренное выздоровление.

Владимир Волков


Комментарии

---