Не вполне доверяют…

13 августа 2010

Одним из приоритетов государственной политики, а также одной из важнейших задач практического здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи. В концепции развития здравоохранения до 2020 года сделан акцент на тот факт, что финансовые показатели обеспечения системы здравоохранения должны быть связаны с качественными показателями, а главным критерием качества является удовлетворенность населения медицинской помощью.

Известно, что 80 процентов пациентов начинают и заканчивают лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях, поэтому важно изучать мнение населения об организации и оказании медицинской помощи участковыми терапевтами. Однако на практике этот фактор, как правило, не учитывается. В настоящее время эти учреждения остаются функционально перегруженными и малоэффективными, недостаточно занимаются профилактикой заболеваемости, в них отсутствует система амбулаторного долечивания и патронажа. Стационарная помощь по-прежнему выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения.

В этом году нами в рамках дипломного проектирования было проведено исследование мнения населения об организации и оказании медицинской помощи участковыми терапевтами методом анонимного анкетирования на базах муниципальных учреждений здравоохранения — Навлинской ЦРБ и Брянской городской поликлиники № 9. В исследовании приняли участие триста человек. Установлено, что 31,4 процента населения посещают своего участкового терапевта чаще одного раза в год; чуть меньшая доля — 30,6 процента — один раз в год; значительная часть населения — 38 процентов — обращается в поликлинику очень редко, следовательно, эти люди не ведут здоровый образ жизни, который предполагает регулярное не реже одного раза в год посещение врача с профилактической целью. Для сравнения в Японии каждый житель обращается к своему доктору в среднем четырнадцать раз в год.

Всего 13,7 процента пациентов дали высокую оценку организации работы участковых терапевтов, 28,3 процента респондентов оценили ее как хорошую, 4,7 процента — как удовлетворительную, 18,7 процента — как неудовлетворительную и 14,6 процента затруднились ответить.

Большинство пациентов имеют различные претензии к организации работы участковой службы. В основном население не устраивают длинные очереди на прием и отсутствие в талонах конкретного времени приема; неудобный график работы участковых терапевтов; отсутствие предварительной записи, длительное ожидание врача при вызове на дом.

Настораживает также тот факт, что большинство населения дает низкую оценку профессиональным качествам своего участкового врача. Только 27,3 процента пациентов оценивает их высоко.

Важным фактором, определяющим успех лечения, является доверие пациента к врачу. 51 процент участников исследования им полностью доверяют, 36 процентов доверяют не в полной мере, 5,3 процента не доверяют, а 7,7 процента респондентов затруднились ответить. При этом большинство населения в основном либо не удовлетворены их рекомендациями либо удовлетворены ими частично.

Проведенное нами исследование показало, что большинство населения не удовлетворено организацией работы терапевтического отделения поликлиники, невысоко оценивают профессиональные качества своего участкового врача и не вполне доверяют его рекомендациям.

В настоящее время в рамках национального проекта «Здоровье» происходит укрепление материально-технической базы поликлиник. Однако при этом не осуществляется мониторинг степени удовлетворенности населения медицинскими услугами. При этом четкая организация работы, восстановление кабинетов доврачебного приема, создание психологической службы могло бы сформировать более позитивное мнение населения о медицинской помощи, оказываемой участковыми терапевтами.

Татьяна Волкова,
преподаватель Брянского базового медицинского колледжа

— Николай Тюрин,
выпускник колледжа


Комментарии

---